Воронеж БИЗНЕС

У вузов Черноземья могут появиться проблемы из-за анализа Счётной палаты

У вузов Черноземья могут появиться проблемы из-за анализа Счётной палаты

Источник: abireg.ru
27 февраля СП РФ разместила на своем сайте результаты анализа эффективности государственного финансирования университетов в рамках реализации программы «Приоритет 2030» за период с 2021 по 2024 год – вместе со списком недочетов и рекомендациями по их устранению. Пробуем разобраться, как эти изменения могут повлиять на дальнейшее дотирование черноземных вузов. Целевые гранты в рамках программы «Приоритет 2030» изначально предполагались лишь толчком к переориентации вузов в сторону работы с «реальным сектором». Так, еще в октябре 2024 года вице-премьер России Дмитрий Чернышенко с удовлетворением отмечал, что участники программы уже заключили с индустриальными партнерами более шести тысяч договоров на общую сумму более 62 млрд рублей. Анализ СП вызвал всплеск обсуждения. Так, например, по мнению Игоря Гончарова, проректора Российского Экономического Университета им. Плеханова, выстраивание успешных деловых отношений высшей школы и бизнеса следует рассматривать еще шире: не только как достижение «в себе» или как успех конкретной программы «Приоритет 2030». Кейсы экономически эффективного взаимодействия бизнеса и университетов – плацдарм для следующего, ключевого этапа развития высшей школы в России: глобального обновление университетской инфраструктуры. Игорь Гончаров также считает: «Задача эта слишком масштабна, чтобы государство могло обойтись без финансовой и ресурсной помощи со стороны бизнеса. Поэтому вложения в «Приоритет 2030» – это, в первую очередь, создание понятных бизнесу доказательств успешности (и рентабельности) инвестиций в науку и подготовку кадров. И опыт по выстраиванию взаимодействий вузов с деловыми кругами». Так что вполне логично, что в середине февраля 2025 года Минобрнауки и ФГАНУ «Социоцентр» объявили о «перезагрузке» программы с уточнением фокуса на измеримых (в том числе, и в рублях) достижениях. А также о введении новых критериев эффективности для участников, в частности объема вложения в НИОКР и увеличение прямых доходов от реализации продуктов интеллектуального труда. Кроме того, прикладные успехи и достижения вузов отныне будет оценивать не только РАН, но и независимая технологическая экспертиза. Соответствующие поправки в планы развития вузы-участники должны были представить до конца февраля, а в промежутке с 10 по 15 марта, по плану, должна состояться их защита перед Советом программы. Изменение в программе «Приоритет 2030», в целом, вполне согласуются и со стратегическими планами развития в России науки и технологий Михаила Мишустина, и с курсом разрабатываемой стратегии развития образования (которая, по словам Минобрнауки Валерия Фалькова, должна содержать в своей основе «фундаментальность, практикоориентированность и гибкость»). Однако претензии Счетной палаты направлены не столько на глобальные векторы развития программы, сколько ее на текущее «тактическое» несовершенство. Отмечая и положительные стороны реализации программы, Дмитрий Зайцев, аудитор СП РФ подчеркнул, что хотя объем дотаций за четыре года составил 113,6 млрд рублей, эффективность использования этих средств оценивается как «0,6 от 1 возможного». В числе наиболее значимых недочетов аудиторы отмечают, что программа не сформирована как самостоятельный документ, а также указывают на недостаточную координацию управления и часто меняющиеся требования к участникам. Критике был подвергнут и годичный период финансирования, который, по мнению экспертов, создает трудности для реализации долгосрочных проектов. Кроме того, отмечались множественные ошибки в отчетности, нецелевое использование вузами полученных средств. И, к слову, некорректный расход средств самим «Социоцентром». На сегодняшний день в числе вузов, получающих гранты в рамках «Приоритета…», всего четыре университета из Черноземья. Еще два вуза находятся в статусе «кандидатов» на участие в программе. Пока наиболее перспективными кандидатами для продолжения финансирования в рамках «перезагруженной» программы, по мнению независимых аналитиков, являются белгородские вузы. Наиболее полно отвечающим обновленным требованиям на сегодняшний день выглядит Белгородский государственный национальный исследовательский университет. Участник нескольких подпрограмм «Приоритета…», единственный в Черноземье получатель особого гранта в рамках трека «Исследовательское лидерство» (более 317 млн рублей), БелГУ может похвастаться также весьма высоким удельным весом финансового обеспечения от НИОКР: 30,7% общих доходов вуза – реализация собственных интеллектуальных и технических разработок. До «ядерного» МИФИ (42,3%) или столичного «физтеха» (51,5%) университету пока далековато, но показатель среди участников программы намного выше среднего по стране. И даже Счетная палата особо отметила эффективность освоения БелГУ средств, полученных в рамках «Приоритет 2030»: вуз сберег программе 20,2 млн. рублей, войдя в пятерку самых «экономных» получателей средств. «Эта программа стала катализатором развития приоритетных научных направлений университета в сотрудничестве с предприятиями реального сектора экономики. Совместно с индустриальными партнерами в рамках выбранных приоритетных направлений исследовательской повестки реализованы продукт-ориентированные научные проекты, синхронизированные с национальными проектами. Например, по заказу ООО «Русагро-Инвест» ученые и конструкторы университета осуществляют разработку самоходного дрона-опрыскивателя сельскохозяйственных культур. Также в партнерстве с ООО «Промышленные электронные системы» создан первый в России автоматизированный измерительный комплекс регистрации геометрических параметров на участках железнодорожной колеи в шахте «АТЛАС», завершены промышленные испытания и опытный образец передан ООО «Яковлевский ГОК» для промышленного использования (УГТ-8)», - рассказала об опыте участия в «Приоритете...» проректор по стратегическому развитию, науке и инновациям НИУ «БелГУ» Елена Скрипникова. Белгородский государственный технологический университет, еще один из действующих участников программы, также может похвастаться неплохим взаимодействием с «реальным сектором» (доля доходов от НИОКР 16,7% от общих доходов вуза) и более-менее стабильными отчетными показателями, по которым оценивается эффективность грантополучателей. Техническая направленность вуза также может положительно повлиять на решение Совета программы в пользу сохранения БГТУ в числе получателей дотаций: на высшем уровне, в частности главой Минобрнауки Валерием Фальковым, неоднократно озвучивались мысли о необходимости усиления в стране именно инженерной школы. Вплотную по показателю экономической выгоды от исследовательской деятельности (15,5% в общей структуре доходов) к БГТУ приближается Белгородский государственный аграрный университет – достаточно перспективный кандидат на участие в программе, один из немногих сельскохозяйственных вузов, претендующих на финансирование в рамках «Приоритета 2030». Имеющий, кроме прочего, довольно актуальные (в условиях активного импортозамещения посевного материала) договоренности по построению сельскохозяйственных консорциумов вместе с РСХБ, «Зеленой долиной», холдингом «Русагро-Инвест» и множеством сельскохозяйственных вузов России. А вот курский ЮЗГУ и тамбовский ТГУ пока выглядят менее перспективными кандидатами на продолжение финансирования в рамках программы. Текущая доля «научных» доходов в составе их бюджетов заметно меньше, (10,9% и 8,5%, соответственно), и, по мнению аналитиков, заметного прорыва в сторону взаимодействий с бизнесом в этих университетах пока не намечается. Следовательно, они имеют шанс (вслед за Орловским государственным университетом, исключенным из программы в 2023 году) также уступить место более «оборотистым» вузам. Не до конца ясна пока ситуация с участием в программе Воронежского государственного университета, последнего из черноземных кандидатов на получение грантов. Размещенные на сайте «Приоритета…» ключевые показатели, включая и долю доходов крупнейшего вуза Черноземья от НИОКР (11,9%) выглядят вполне позитивно. Однако заявленные ранее для участия в программе планы развития ВГУ, как и предлагаемые консорциумы «с цифровым уклоном», выглядят, по мнению аналитиков, хоть и в духе времени, но несколько расплывчатыми. Что, вероятно, и повлияло на довольно низкую изначально оценку конкурсной заявки ВГУ комиссией Минобрнауки. И, если эти планы не будут скорректированы, они вполне могут повлиять на мнение Совета программы и при итоговом принятии решения о финансировании – в отрицательную сторону.