Позывной «Воля»: 68-летний пенсионер из Воронежской области отправился добровольцем в зону СВО
На прошлой неделе в редакцию позвонил наш читатель – 68-летний житель посёлка Воля Новоусманского района Николай Кривоногов. Мужчина рассказал о том, во что не сразу поверишь. Оказывается, чуть больше трёх месяцев назад он, несмотря на солидный возраст, ушёл добровольцем на фронт и совсем недавно вернулся из зоны спецоперации. Пенсионер встретился с нашими корреспондентами и рассказал, почему принял такое решение, чем занимался на фронте и какое обещание дал жене, вернувшись домой.
Николай Кривоногов родился и вырос в посёлке Воля Новоусманского района. Его отец работал на комбикормовом заводе, а мама – в магазине уборщицей. В семье было четверо детей: два сына и две дочки. Окончив 10 классов сельской школы, 17-летний Николай собрался было поступить в Воронежский сельскохозяйственный институт, но жизнь внесла свои коррективы в планы парня.
– Я понял, что родители не потянут моё обучение в вузе, ведь моих младших сестёр и брата ещё нужно было кормить, – рассказывает Николай Кривоногов. – Тогда решил поступить в Серпуховское военное училище, чтобы не быть обузой для семьи. Парнишкой я был крепким и нравом весьма крут. В драках участвовал, как и все другие деревенские пацаны. А училище с его строгим режимом явно пошло мне на пользу. Если бы не оно, кто знает, может, и в тюрьму бы загремел, как многие мои знакомые, у которых по малолетству кровь бурлила.
Форма допуска № 1
В училище Николай всё время переписывался со своей школьной любовью по имени Таня. А после окончания уже в кителе лейтенанта парень вернулся в родную Волю, чтобы сделать девушке официальное предложение руки и сердца. Вскоре пара сыграла свадьбу, а уже через несколько недель молодожёны уехали в Челябинскую область – там в 59-й ракетной дивизии предстояло служить Николаю Кривоногову.
Фото: архив Николая Кривоногова
– Я отвечал за транспортировку и предстартовую подготовку боевых ядерных припасов, имел форму допуска № 1 к документам государственной важности, – продолжает Николай Михайлович. – Сейчас я уже могу говорить об этом открыто, а раньше нужно было держать язык за зубами. Мне строго запрещалось покидать территорию страны, а если приходилось общаться с иностранцами, я был обязан доложить об этом сотруднику КГБ. Непростая, конечно, у меня была служба. Но интересная.
В 1994 году Николай в звании майора уволился из армии. Говорит, на зарплату офицера в «лихие 90-е» семью прокормить было трудно. А у них с женой в то время было уже четверо детей. После увольнения Николай сначала работал на железной дороге, а потом устроился в одно из челябинских хозяйств по выращиванию грибов. Через шесть лет семью постигло огромное потрясение: от рака скоропостижно умерла жена Татьяна.
– Сперва я места себе на находил, с ума сходил от горя, – вспоминает Николай Кривоногов. – Но потом понял, что жизнь не заканчивается, и спустя несколько лет я повстречал новую любовь – Римму. Ей тогда было 38 лет, а мне 47. Мы познакомились в церкви. Женщина мне сразу понравилась, я не стал терять время, ведь я человек конкретный, и уже через пять дней предложил стать моей женой. Вскоре мы узнали, что Римма ждёт девочку. Я был на седьмом небе от счастья. Ещё бы – в 48 лет мне довелось стать молодым отцом! У нас родилась красавица-дочка Оленька. Сейчас ей 20 лет и она учится на программиста в воронежском колледже.
Перенёс операцию на сердце
Чуть больше 15 лет назад Николай предложил своим домочадцам переехать в Новоусманский район. Говорит, «очень соскучился по родному посёлку, его берёзкам, речушке, полям». Родные главу семьи поддержали. На родине Николай решил попробовать себя в роли бизнесмена – купил две «Газели», нанял водителей и занялся перевозкой пассажиров на городских маршрутках. А спустя время, приступил к реализации свое давней мечты – открыть собственный цех по выращиванию грибов. Но случилась новая беда – подвело здоровье.
В 2017 году мужчину подкосил инфаркт.
– Врачи меня с трудом откачали. Даже потребовалась операция на сердце, – делится наш собеседник. – Реабилитация была долгой, но моя любимая жена и дети помогали и поддерживали, и я пошёл на поправку.
Не последнюю роль в этом, по словам Николая, сыграло и то, что он всегда вёл здоровый образ жизни: не пил, не курил, не отлёживался на диване.
– А ещё я соблюдаю все рекомендации врачей. Ну почти. Они велели не поднимать ничего тяжелее 5 килограммов. А я к этой цифре всего-то один нолик прибавил, и ничего тяжелее 50 килограммов не поднимаю, – улыбается пенсионер.
«Пообещал дочке вернуться живым»
Участвовать в специальной военной операции Николай Кривоногов решил ровно год назад, 24 февраля – в тот самый день, когда услышал по телевизору о её начале.
– Я патриот своей страны. И это не просто громкие слова. Я не мог допустить, чтобы враг пришёл в мой дом, наш общий дом – нашу страну, – уверяет Николай. – Я ведь и в Афганской, и Чеченской войнах хотел принимать участие, писал об этом рапорт своему начальству. Но меня не пускали, ведь я был ядерщиком и слишком много знал. О своём решении я сразу же сказал жене и дочке. Они были в шоке! Но супруга любит и уважает меня. Римма меня благословила, а Оля разревелась: «Папочка, как же я буду без тебя?». На что я ответил: «А почему ты думаешь, что я умру, Оленька? Я обязательно вернусь».
2 марта Николай Михайлович отправился в военкомат записываться в добровольцы. Но там не оценили рвение пенсионера: «Ты что, дед, какая тебе война? Старый ты уже, иди домой!». Да только не на того напали. Николай Михайлович был настроен серьёзно и тут же отправил письмо в администрацию Президента РФ с просьбой отправить его на фронт. Впрочем, и в этот раз он получил отказ. А в сентябре в стране объявили частичную мобилизацию. Тогда человек из посёлка Воля с волевым характером решил снова попытать счастья. В этот раз в военкомате дали добро, ведь осенью прошлого года для добровольцев были сняты возрастные ограничения.
Сила «Воли»
В конце октября прошлого года Николай Кривоногов заключил контракт с Минобороны на 3 месяца. После военных сборов в Новочеркасске пенсионера отправили служить в 17-й добровольческий отряд «Барс», который в то время дислоцировался неподалёку от города Лисичанска. Там Николай выполнял обязанности замкомандира роты.
– Вместе со мной служили не «зелёные» 20-летние пацаны, а взрослые мужики по 40–50 лет, – продолжает наш земляк. – И считаю, что это самый подходящий возраст для участия в СВО. Я ведь потому и пошёл на фронт, что своё уже пожил и детей на ноги поставил.
Фото: архив Николая Кривоногова
К Михалычу (так называли его бойцы) в роте все относились с уважением. А позывной у Николая Кривоногова был «Воля» – в честь родного посёлка. В крупных сражениях пенсионеру участвовать не довелось. Но хлебнуть фронтовой жизни пришлось сполна. Николай Михайлович часами дежурил на блок-постах, спал на мёрзлой земле и помогал оттаскивать раненых с поля боя.
– Конечно, было непросто, – признаётся Николай Кривоногов. – Каска, бронежилет, автомат – всё это не меньше 20 кг весит. Волочить такую ношу на себе и молодым тяжело. Боялся, что позвонки в трусы посыпятся. Но, к счастью, я держался молодцом. Да и в целом настрой у парней на передовой боевой. Они готовы стоять насмерть и верят в долгожданную победу. Поверьте, паникёров там нет.
«Победа будет за нами!»
24 января Николай Кривоногов вернулся домой живым и здоровым. Говорит, жена рыдала от счастья, а дочка кинулась ему на шею и чуть не сбила с ног.
К слову, по пути на родину наш земляк всерьёз задумывался над тем, чтобы заключить ещё один контракт и снова отправиться на фронт. Но жена умоляла дать ей слово, что он останется дома.
И Николаю пришлось согласиться.
– Наши парни дожмут противника. Победа будет за нами, и мы все заживём мирно, – уверен Николай Михайлович. – Что касается дальнейших планов, то я знаю одно – на диване сидеть не буду, совесть не позволяет бездельничать. До того как уйти на спецоперацию, я работал электриком в одной из частных организаций. А теперь устраиваюсь охранником на железнодорожный вокзал. На жизнь планов у меня много. В конце концов, восемь внуков подрастают. И поверьте, что это ещё не предел!