Воронеж ГОРОД

Воронежский моряк-подводник: «При посвящении в подводники нам давали пить морскую воду»

Воронежский моряк-подводник: «При посвящении в подводники нам давали пить морскую воду»

Источник: tv-gubernia.ru
В мае прошлого года Местную общественную организацию городского округа город Воронеж Всероссийской общественной организации ветеранов войны, труда, Вооружённых сил и правоохранительных органов возглавил ветеран-подводник Северного флота Василий Пеньков. Корреспондент «TV Губернии» пообщался с капитаном I ранга в отставке, отдавшим службе на флоте 18 лет своей жизни. – Василий Степанович, как вы попали на флот? – В ноябре 1977 года подошла пора отправиться служить Родине. И меня, курского паренька, призвали в военноморской флот. А дальше учебный отряд в Северодвинске, где я получил специальность «контрольно-измерительные приборы и автоматика общекорабельных систем АПЛ». В конце июня 1978 года вместе с другими новобранцами оказался в Гремихе Мурманской области (одна из баз Северного флота – прим. ред.), куда можно попасть только по воздуху или по воде. Распределили нас на атомную подводную лодку К-450 проекта 667Б «Мурена». Наставником у меня был старшина Анатолий Дуб. Очень хороший специалист и человек. Благодаря ему я быстро адаптировался в коллективе, успешно сдал зачёты на допуск к самостоятельному управлению боевым постом. Фото: личный архив Василия Пенькова – А какое впечатление произвёл на вас атомоход? – Поначалу подводный ракетоносец удивил своими размерами, формой. А когда меня провели по лодке, прочный корпус которой разделён на 10 водонепроницаемых отсеков, то у меня сложилось ощущение, как будто я попал на космический корабль. На тот момент всё самое передовое, взятое у науки, было «втиснуто» в прочный корпус этой лодки. Этот проект считался самым удачным в плане мореходных качеств и использования ракетного оружия. И хотя в отсеках было размещено много различных устройств и аппаратуры, тесноты не чувствовалось. В каждом отсеке лодки была установлена автономная система кондиционирования. Экипаж размещался в каютах или маломестных кубриках. Имелась офицерская кают-компания, столовая для мичманов и личного состава, которая могла быстро трансформироваться в кинозал. – Свой первый выход в море помните? – Конечно. Недели через две ракетоносец вышел в море на отработку задач боевой подготовки. У меня было двойственное ощущение: гордость, что служу на современном ракетоносце, и необъяснимое волнение от неизвестности. Когда субмарина ушла на глубину, то всех нас, кто впервые выходил в море, собрали на центральном посту для посвящения в подводники. Тут же в ход пошёл плафон с аварийного освещения. Наполнив его забортной водой, давали каждому поочередно выпить её. После этой процедуры нам вручили свидетельство, удостоверяющее, что мы теперь подводники. Эта неписаная морская традиция существует и поныне. На К-450 мне довелось выполнять задачи боевой службы в северной части Атлантического океана, с этой подлодки уходил я и в Киевское военнополитическое училище. – После окончания училища вы вновь вернулись на Север? – В 1984 году я с отличием окончил училище и меня направили служить в дивизию атомных подводных лодок Северного флота. Первая моя должность – секретарь комитета комсомола тяжёлого атомного подводного крейсера стратегического назначения ТК-202 проекта 941 «Акула». Когда я впервые увидел её, то был поражён размерами: длина – 172 метра, ширина – более 23 метров. Представьте только: сюда могли бы вместиться два корпуса подводных лодок, на которых я начинал флотскую службу. Двадцать шахт для баллистических ракет находились перед рубкой. На ракетной палубе вполне мог развернуться «КамАЗ». В «Акуле» было 19 водонепроницаемых отсеков, около километра различных палуб и переходов. Экипаж–160 человек. Кстати, это была не только самая большая лодка, но и самая комфортабельная. Летом 1985 года ТК-202 выполнил боевую службу, проведя большую часть времени подо льдом в арктических широтах. В ходе этого похода было произведено экспериментальное определение максимальной толщины льда, которую лодка может проломить корпусом при всплытии и применить ракетное оружие. Субмарина успешно взломала лёд толщиной около двух метров в районе Северного полюса. – А как дальше сложилась ваша служба? – Служил помощником по комсомолу политотдела в дивизии, в состав которой входили атомные подводные лодки проекта 705 «Лира». Эти субмарины могли похвастаться титановым корпусом, реактором на быстрых нейтронах с жидкометаллическим теплоносителем и полностью автоматизированным управлением системами корабля. Располагая скоростью подводного хода, превышающей 40 узлов (74,08 км/час), атомоход был способен в короткое время выйти в заданную точку океана для атаки подводного или надводного противника. При своевременном обнаружении неприятельской атаки АПЛ способна была уйти от торпед. Ещё одним значительным новшеством стала численность экипажа – 30 человек. Среди них – 27 офицеров и три мичмана. Должности замполита на 705-й не было предусмотрено, поэтому на выход в море прикомандированным от политотдела частенько отправляли меня. Проводить там воспитательную работу было не просто из-за стеснённых условий. К сожалению, этот проект из-за дорогой стоимости производства и обслуживания не нашёл своего развития. В январе 1984 года в состав дивизии вошла атомная подводная лодка третьего поколения К-278, которая впоследствии получила наименование «Комсомолец». Единственная лодка проекта 658 «Плавник». В августе 1985 года она погрузилась на глубину 1027 метров. Такой глубины пока не достигала ни одна подводная лодка в мире. Но в результате пожара 7 апреля 1989 года атомоход затонул в Норвежском море. Из 69 членов экипажа безвозвратно ушли 42 человека. Мне по долгу службы пришлось заниматься многими организационными вопросами, связанными с этой трагедией. В начале 1996 года в должности старшего офицера отдела воспитательной работы дивизии я был уволен по сокращению штатов. В том же году был призван в ряды погранвойск и продолжил службу в Воронеже. Через пять лет уволен в запас в связи с проведением оргштатных мероприятий. На гражданке некоторое время руководил предприятием, а затем 16 лет проработал в областном правительстве. – На чём сейчас сосредоточены основные усилия ветеранского актива? – Мы сосредоточены на возрождении связей с образовательными учреждениями города. Стремимся, чтобы молодёжь видела людей в форме, рассказывающих о своём жизненном и боевом опыте, на различных мероприятиях. Большое значение имеет сохранение и возрождение первичных ветеранских организаций на предприятиях и в учреждениях. Через такую работу мы сможем обрести связь поколений, передать лучшие традиции, что должно сказаться и на патриотическом воспитании молодёжи.