Как воронежские подростки осваивают креативные профессии
В 2022 году в Воронеже открылся Центр креативных индустрий «Матрёшка», объединивший уникальное творческое пространство и одноимённую школу креативных индустрий. Чему и как здесь обучают детей, где в итоге они смогут применить полученные знания, почему это место стало точкой притяжения воронежского творческого сообщества, в интервью TV Губернии рассказала директор Центра Мария Ковалева.
- Мария Вячеславовна, с открытия в Воронеже школы креативных индустрий прошло больше года. Чего за это время удалось достичь?
- Самое большое достижение — наши ученики. Когда мы открылись, то приняли в школу 120 детей. Потом сделали дополнительный набор и увеличили количество учащихся до 200 человек. Более того, сформировали резерв — около 100 человек. С успехами ребят познакомили всех желающих на Дне открытых дверей, который прошёл у нас в августе 2023 года. Ученики школы быстро овладевают новыми знаниями и навыками. Громко заявляют о себе на областном уровне. Отправляют заявки на участие во всероссийских и региональных конкурсах. Первый всероссийский съезд школ креативных индустрий показал, что Воронеж находится на передовом уровне с точки зрения организации креативного пространства, его масштабов, подходов к работе. В сентябре прошлого года мы запустили культурную, образовательную, досуговую программы. Совместно с Воронежской филармонией провели выставку, посвящённую 150-летию композитора Сергея Рахманинова, а также приняли участие в фестивале «Воронежская камерата». Наши ребята-студийцы работали на этих мероприятиях операторами.
- Сколько студий работает в «Матрёшке»? Сколько ребят посещают занятия?
- В «Матрёшке» работают шесть студий: фотопроизводства и видеопроизводства, анимации и 3D-моделирования, звукорежиссуры, современной электронной музыки, графического дизайна и студия VR/AR, которая работает по направлениям дополненной виртуальной реальности. Занятия в них посещают дети в возрасте от 12 до 17 лет. Цикл обучения двухлетний. В первый год ребята знакомятся с операционными навыками, на втором году начинают делать студийные и межстудийные проекты.
- Как осуществляется набор в «Матрёшку»? Какие требования предъявляются к кандидатам?
- Критериев отбора как таковых нет. Чтобы лучше узнать ребят, мы предлагаем им вместе с родителями заполнить анкету, рассказать о своих интересах, достижениях (кто-то уже, например, имеет опыт в фотографировании, дизайне). Потом - творческое собеседование, где преподаватели уточняют, что бы ребятам хотелось узнать, какие навыки получить, видят ли они себя в будущем в той или иной креативной профессии.
- Как выстроен процесс обучения?
- Поскольку проект федеральный, обучение идёт по программе «Креативные технологии», рекомендованной Минкультом РФ. Большая двухлетняя программа рассчитана на 188 часов. Дети посещают нашу школу три раза в неделю по два часа.
- Кто им преподаёт?
- В основном люди, имеющие опыт практической работы в креативных индустриях. Например, те, кто работает в анимационной студии «Воронеж», успешных IT-компаниях. Внутри школы мы помогаем им подтянуть педагогические компетенции, необходимые для преподавания.
- Когда произойдёт первый выпуск? Будете ли вы следить за выпускниками и оказывать им какую-либо помощь в дальнейшем развитии, в трудоустройстве?
- В мае свои проекты представят студийцы нашего первого выпуска. Сейчас готовим Семейный день - родители придут в «Матрёшку» посмотреть наработки детей. Если ребёнок, к примеру, после завершения учёбы в студии современной электронной музыки захочет получить навыки по звукорежиссуре, мы не видим никаких препятствий. Можно смело подавать заявку и приходить на другой курс обучения. Кстати, сами дети выступили с инициативой создания школьного актива: в него войдут опытные выпускники, которые станут наставниками для новеньких. О трудоустройстве сказать пока сложно: у нас учатся дети с 12 лет. Но мы обязательно создадим базу достижений ребят, что может в дальнейшем стать частью их портфолио.
- Планируется ли обучать креативным профессиям не только детей, но и взрослых?
- В 2024 году мы презентуем несколько программ для взрослых. Они будут краткосрочными и в основном ориентированными на переквалификацию педагогов дополнительного образования. Детские школы искусств региона уже готовы направить к нам своих сотрудников.
- Какую поддержку вы получаете от правительства региона? Налажено ли у вас взаимодействие с профильными министерствами?
- Минкульт Воронежской области не просто поддерживает «Матрёшку», а является её учредителем, внимательно следит за развитием школы креативных индустрий. Кроме этого мы взаимодействуем с Министерством предпринимательства, торговли и туризма. В январе начал работу Координационный совет по развитию креативных индустрий, куда вошли региональные Министерства архитектуры, образования, цифрового развития.
- «Матрёшка» - ещё и событийное пространство города. Какие мероприятия у вас проводятся?
- В 2023 году в ходе визита в Воронеж нас посещал генеральный директор Федерации креативных индустрий Игорь Намоконов. Он пообщался со студийцами, провёл лекцию, в которой рассказал о глобальных процессах в сфере креатива. «Матрёшка» славится своей концертной программой и её ведущим направлением «Матрёшка-джаз». Ведём активную выставочную деятельность. Недавно у нас прошла выставка «Ирвин в темноте», посвящённая взаимодействию со слабовидящими и незрячими людьми. Сейчас проходит выставка объединения «ФотоСинтез». Работает просветительская программа, включающая лектории, встречи с представителями креативной индустрии, психологами, изучающими особенности творческого мышления. Некоторые события выходят за стены нашего здания: диджейские сеты, показы фильмов. В 2023 году мы провели видеомеппинг — транслировали на здание «Матрёшки» изображения, сопровождая это действо музыкой. Весной, летом и осенью будем широко использовать уличные форматы — устраивать кинопоказы, проводить занятия по йоге, игры в бадминтон и теннис.
- Чем ещё планируете удивить воронежцев?
- В июне совместно с Центром «Мой Бизнес» проведём первый Форум креативных индустрий. Продолжим развивать успешный формат маркетов и ярмарок, в которых примут участие воронежские мастера самых разных творческих направлений. Хотим провести детскую программу по креативным индустриям в формате летнего лагеря. С детьми будут заниматься опытные специалисты в сфере креатива. Вместе им предстоит проработать туристический кейс, связанный с развитием Воронежа как центра туризма. Возможно, результатом станет выпуск новой сувенирной продукции, посвящённой нашему городу. Для «Матрёшки» это ещё один новый опыт, привлекающий внимание к теме креатива и её значимости в современном мире.