Воронеж ГОРОД

Как цены в воронежских гостиницах «убивают» туризм в регионе

Как цены в воронежских гостиницах «убивают» туризм в регионе

Источник: vrntimes.ru
Туризм «оброс» проектами В 2023-2024 годах на развитие внутреннего туризма в Воронежскую область из федерального бюджета будет направлено больше 1 млрд. рублей. Куда уходят инвестиции? Заявлено сразу несколько масштабных проектов. Это развлекательный комплекс «Пальма Парк», туристско-рекреационный комплекс города-спутника Солнечный и многофункциональный туристический комплекс «Ямань Spa Resort». И это только часть проектов. Еще очень хотят, но не знают, как подступиться к музею-заповеднику «Костенки», анонсируют улучшение санаторно-курортного отдыха. Все эти инициативы многомиллиардные и очень амбициозные. А что же Воронеж? В Воронеже реконструируется Петровская набережная (с пробелами и неудачами, но реконструируется), обустраиваются парки. Обещают водный транспорт и туристический поезд Воронеж – Москва. В воронежском региональном министерстве предпринимательства, торговли и туризма рассказали, что туристический поток в регионе составляет 856,1 тыс. человек. В самом Воронеже - в 2023 году турпоток составил 536,5 тыс. человек, прогноз на 2024-й – 596,5 тыс. человек. Эксперты сходятся во мнении, что в Воронеж приезжают в первую очередь за атмосферой. Тем более, что погода настойчиво приближает регион к курортным южным областям. Туризм в Воронеже и области разнообразный: событийный (Платоновский фестиваль, рок-фестиваль и тд), промышленный (посмотреть и поучиться), медицинский (пройти диагностику и полечиться). Ну и в целом провести атмосферные выходные вполне бюджетно. Но вот на этапе «бюджетно» Воронеж начал «подводить» гостиничный бизнес. Как в Москве Турист, приезжая в столицу, понимает, что город дорогой с точки зрения инфраструктуры, поэтому к ценам на гостиницы морально оказывается готов. Когда турист приезжает в Воронеж, он ожидает бюджетный отдых, а сталкивается с «московским» ценами, а подчас и более высокими. Возьмем для примера группу крупных четырехзвездных отелей «Измайлово» (это которые «Гамма», «Дельта», «Альфа», «Бета», «Вега»). Эти гостиницы - в числе самых популярных мест размещения гостей столицы. Здесь вы сможете снять номер примерно от 3,5 тыс. рублей. В среднем же он обойдется в районе 4,5 тыс. рублей за ночь* (сравнение всех отелей проводилось но основе данных таких сервисов бронирования и самих объектов). В крупных четырехзвездных отелях Воронежа можно остановиться, заплатив от 4 тыс. рублей за номер (если сойдутся «звезды»). Но, если быть ближе к реальности, то туристу придется выложить более 5 тыс. рублей за возможность остановиться в большой гостинице международного бренда или местного, но тоже известного, причем, независимо от месторасположения в городе. Кстати, на сегодняшний день номерной фонд гостиниц и иных средств размещения в Воронеже составляет более 4,5 тыс. номеров. Однако стало интересно сравнить предложения сетевых отелей Воронежа и Москвы уровня 3-4 звезды. Здесь ситуация получилась неоднозначная. Начнем с крепкой «тройки» Hampton by Hilton. Разместиться в Воронеже вам выйдет дешевле, чем в Москве (цена от 6 тыс. рублей против 7,5 тыс.). А вот четырехзвездная сеть AZIMUT удивит. В Воронеже сеть в 2010 году забрала в управление советскую гостиницу «Брно», которая находится в самом центре города, и провела ее реконструкцию. И теперь цена самого скромного номера там начинается от 4 тыс. рублей. В Москве придется выложить побольше, от 4,5 тыс. рублей за номер (но с достаточным количеством нюансов, в виде времени брони и минимального количества проведенных ночей). В среднем же, без всяких нюансов, это будет стоить порядка 6 тыс. Однако есть и вариант трехзвездный, там вообще можно уложиться в 3 тыс. рублей. Еще одна популярная сеть, представленная в Воронеже – это Cosmos. Ночь в Cosmos Smart Voronezh обойдется дороже, чем, например, в московском трехзвездном «собрате» на ВДНХ: 6,5 тыс. против 5,9 тыс. рублей. Остальные столичные отели группы выйдут подороже. «Четырехзвездная» сеть Mercure на воронежцах решила не экономить. В столице Черноземья ночь в отеле вам обойдется от 6 тыс. рублей, в то время как в Москве вы заплатите от 5 тыс. На Арбате, соответственно, придется потратить еще больше – около 8 тыс. рублей. Однако оценивать только сетевые отели в Воронеже при анализе цен было бы неправильно, потому что все они располагаются либо в центре города, либо близко к нему. Но есть большие отели как в центре, так и в отдалении, которые тоже пользуются хорошим спросом. Удобен расположением, например, «Дегас», где одна ночь обойдется от 6 тыс. рублей, «Петровский пассаж» - от 3,5 тыс. рублей. В местной сети «Мир гостиниц», которая объединяет 5 отелей в черте города, номера вам также обойдутся примерно от 3 тыс. рублей. А вот отели на краю города для исследования достопримечательностей обцентра подходят плохо, а вот для выезда в область или для деловых поездок – вполне. Итак, довольно популярный Амакс Парк отель (сеть Амакс не представлена в Москве, поэтому в предыдущем блоке ее не рассматривали) может вам предложить номер от 2,7 тыс. рублей, но при условии, если вы путешествуете один. Вдвоем придется заплатить уже от 4 тыс. рублей. Ну и, конечно, «Бенефит плаза», которая обойдется от 4 тыс. рублей за одну ночь. Спрос – вверх, цена – вниз Впрочем, эксперты легко объясняют высокую стоимость воронежских отелей. Руководитель Центра управления проектами ФОРТОФФ, эксперт Надежда Санина рассказала, что загрузка воронежских гостиниц составляет примерно 70-75%, а вне сезона она еще меньше, в то время как у московских отелей эта загрузка значительно выше. Поэтому местные вынуждены «добивать» свою доходность путем поднятия цен: операционные затраты на содержание гостиниц очень велики, а средняя окупаемость составляет 8-10 лет. По словам эксперта, очень показательна разница воронежских отелей и московских в рамках одной сети: «Например, если взять Hampton в Воронеже и в Москве, то наш ощутимо выигрывает. В столице такой поток туристов невероятный, что гостиница сейчас просто «убитая». За счет более щадящего потока гостей в воронежском отеле все наполнение сейчас в гораздо более лучшем состоянии. Этим же отличается и воронежский Mariott». Она добавила, что на содержание отеля уходят очень большие деньги. «И речь не только об инфраструктуре. Значительные ресурсы уходят на финансовое обеспечение команды отеля. Отельные люди должны хорошо зарабатывать. Профессионалы высокого уровня очень востребованы, их часто переманивают в другие города, а для переезда нужна хорошая мотивация. Фонда оплаты труда хороших гостиниц всегда высокий», - отметила эксперт. Впрочем, как раз подбор специалистов, по словам Надежды Саниной, и есть огромная «головная боль» отельеров, потому что в Воронеже острейший дефицит кадров. Поэтому конкуренция за таких специалистов высока. По ее мнению, властям необходимо всерьез задуматься о качестве подготовки сотрудников для отельного бизнеса в регионе. Ну а на стоимость номеров по словам эксперта, должно повлиять развитие туризма в регионе. Связь простая: поток туристов растет - регион становится привлекателен для инвесторов – строятся новые отели - увеличивается конкуренция - повышается загрузка отелей. Следствием станет снижение стоимости номеров. Кто отелями владеет, тот рынок и «танцует» Теперь о бизнесе. Как сообщили в облправительстве, гостиничный рынок города насчитывает более 100 объектов: отели, гостиницы, хостелы и тд. Количество гостиниц с номерным фондом свыше 50 номеров составляет порядка 25% от общего числа. В целом на рынке Воронежа расстановка сил более-менее понятна. Весь премиум (в том числе сетевой и с удачным расположением) сосредоточился в руках АО «ДСК» (главный строительный гигант Воронежа, его основатель – сенатор Сергей Лукин). Сначала в собственности компании оказались самый противоречивый отель Воронежа, нарушающий архитектуру исторического центра города, пятизвездный Marriott, а также четырехзвездный Mercure. А в прошлом году копилку пополнили пятизвездные Ramada Plaza и «Арт-отель». Аффилированное с ДСК ООО «Строймаркет» тогда заключило договор купли-продажи объектов у обанкротившегося ООО «Стройсервис». На текущий момент гостиница «Ramada Plaza» переименована в «Armada Plaza». Однако, как отель она не функционирует больше года – здание отдано под размещение беженцев, как, впрочем, еще около 20 объектов. Таким образом, по мнению ряда экспертов, на общую ценовую политику целого сегмента трех-и четырехзвездных отелей Воронежа немалое влияние оказывает именно ДСК. В Воронеже существует и собственная сеть «Мир гостиниц», которая объединяет пять небольших отелей и две базы отдыха. Принадлежала она через аффилированный лиц владельцу «Воронеж-дома» Петру Семенову. После его кончины аффилированность со строительной компанией сохранилась. По данным «Коммерсантъ Картотека», как и прежде, 100% долей ООО «Комфорт» (юрлицо баз отдыха «Немецкая слобода» и «Глухомань») принадлежит Юлии Барбашиной, а после ухода из жизни главы стройхолдинга, к ней в октябре 2021 года перешли еще 100% долей ООО «Мир гостиниц» (управляет отелями). Также в ее владении находится ООО «Интернет», которое контролирует часть долей «Воронеж-дома». Остальные отели города (от крупных до мелких) сосредоточены в руках различного пула предпринимателей, поэтому говорить о какой-то значительной их доли на рынке не приходится. Впрочем, региональные и городские власти проблемы с высокими ценами на размещение гостей не видят – жалоб ни от кого никуда не поступало. «Розничные цены на услуги определяются самостоятельно предприятиями, осуществляющими эти услуги, в соответствии с конъюнктурой рынка, качеством услуги, исходя из свободной отпускной цены поставщиков, участвующих в организации услуги, в том числе с учетом тарифов на коммунальные услуги и многого другого», - прокомментировали в мэрии. Воронежу нужны «тройки» А что же в итоге, по какому пути будет развиваться гостиничный бизнес в Воронеже? А это напрямую зависит от развития туризма в регионе. И тут, как убеждена Надежда Санина, все «бразды правления» находятся у властей (в первую очередь - региональных). Им необходимо активно развивать туристические направления региона, создавать атмосферные проекты в самом городе, обустраивать береговую зону (что сейчас и делается, но с неким торможением). В настоящее время существует множество федеральных проектов, которые способствуют качественной реализации замыслов с точки зрения финансирования. Кроме этого властям необходимо плотнее работать с инвесторами, демонстрируя максимальную лояльность и гибкость, уходя от бюрократической «стены» на входе в регион. «Воронеж, как город-миллионник, вполне может «освоить» минимум 3 млн туристов в год. Но для этого нужны новые гостиницы. Уверена, что порядка 10 новых отелей городу не повредит. Поэтому я уверена, что еще там как минимум с десяток хороших качественных гостиниц вполне городу не повредит. Самым высокомаржинальным и востребованнным видом гостиниц сейчас являются трехвездные – в большей степени, а также четырехзвездные отели. Такие как Hampton и Cosmos. Также особой популярностью среди молодежной аудитории, так называемых бюджетных туристов, пользуются хостелы, их тоже сейчас острая нехватка, а вложения хорошие», - отметила эксперт. В облправительстве же, что в целом сегодня достигнут баланс номерного фонда в гостиницах Воронежа. «В высокий сезон (период новогодних каникул, летних отпусков и тд) уровень загрузки в части номерного фонда гостиниц города составляет порядка 80%. Нехватки номерного фонда в городских гостиницах в настоящее время не наблюдается», - сообщили там. Впрочем, это не мешает региону развивать эту сферу. Сейчас активно строятся хостелы и модульные отели, а также мотели вблизи транспортных артерий. Хорошая туристическая инфраструктура стандартно привлекает инвесторов, что показал массовый приход «именитых» брендов в регион буквально за одно десятилетие. Воронеж продолжает быть рынком, который вызывает интерес у гостиничных операторов и перспективы развития этого рынка оцениваются довольно высоко. Здоровая конкуренция должна в итоге исключить Воронеж из завсегдатаев рейтингов самых дорогих городов для проживания туристов.