Сотрудник Воронежского заповедника поделился секретами съёмок животных в лесу
Дикие животные избегают попадаться на глаза людям, и, гуляя по экотропе Воронежского биосферного заповедника, вы вряд ли повстречаете бобра или оленя. Но увидеть зверей «в домашней обстановке» можно на фотографиях, размещённых на сайте заповедника. Автор многих из этих снимков Александр Черёмухин рассказал TV Губернии, что необходимо для удачной фотоохоты.
Александр Черёмухин работает в Воронежском государственном заповеднике методистом по экологическому просвещению. С 2019 года помимо основной должности он помогает вести социальные сети заповедника.
Первой «фотомоделью» Александра стал лис, который зимой захаживал на Центральную усадьбу. А один из самых любимых кадров тоже посвящён лисам, точнее, лисятам.
– Ранней весной 2021 года я решил выяснить, не появился ли хозяин у заброшенного барсучьего городка, – вспоминает фотограф. – С помощью фотоловушки удалось установить новых жильцов: в одном из отнорков лисица вывела потомство, детёнышей оказалось пятеро. Я старался как можно реже там появляться и не беспокоить лис. Приходил с интервалом в одну-две недели, чтобы заменить карту памяти и аккумуляторы. Фотокамеру старался брать с собой. В одно из таких моих посещений из норы выбежали три лисёнка. При виде незваного гостя один из них тут же исчез в норе и больше не показывался. Остальные последовали его примеру. Однако любопытство двоих непосед взяло верх – при таких обстоятельствах и сделан этот фотоснимок. Назвал его «Двое из норы». На славных мордашках ясно читалось: «Ну давай уже, фотограф, уходи. Мы желаем бегать, прыгать, ловить друг друга за хвосты и кусать за ушки!».
Александр Черёмухин считает, что фотография – это путь к познанию природы. При наблюдении за растительным и животным мирами рождается множество вопросов, на которые хочется искать ответы. Но здесь важно придерживаться основного принципа – не навреди! Об этом правиле хорошо сказал известный воронежский орнитолог и писатель Леонид Семаго: «Восхищаясь красотой и мудростью природы, будь вежлив с еë созданиями и постоянно помни: ты в этом Мире младший, человек!».
– В погоне за эффектными кадрами особенно при недостаточных биологических знаниях велика вероятность сделать что-то не так, – говорит Александр. – К примеру, не приветствуется фотографировать птенцов в гнезде. То же правило касается и зверей. Мать-лисица, почуяв что-то подозрительное, может перенести лисят в запасную нору. Зачем добавлять лишних забот диким животным, когда их и так выше крыши, особенно в период выкармливания потомства? Мне, кстати, повезло – лисята остались на прежнем месте.
Для фотоохоты Александр Черёмухин использует камеру с длиннофокусным объективом. Для начинающих фотолюбителей может подойти и камера современного мобильного телефона. Однако в этом случае полезно помнить, что дикие животные крайне редко подпускают к себе на близкое расстояние. А сокращение дистанции при съёмке – в любом случае дополнительный фактор беспокойства для зверя.
Если животное не боится человека, то фотограф должен насторожиться. От подобных особей может исходить опасность, например, бешенство, которым болеют даже ежи.
По мнению Александра Черёмухина, универсальных правил для съёмки зверей не существует. Разные виды требуют разного подхода. И если к некоторым животным можно потихонечку подкрасться, то самых чутких получится запечатлеть только из укрытия. Поэтому кроме карты памяти и заряженных аккумуляторов у фотографа должны быть наблюдательность, знание повадок зверей и умение быстро сориентироваться в обстановке. Но и при этом результат не гарантирован – как и в обычной охоте, здесь многое зависит от удачи.
– Далеко не каждая встреча с животными заканчивается хорошим кадром, – делится наблюдениями Александр Черёмухин. – Со временем я понял, что если при подготовке к съёмке оленя встретил полёвку, надо уделить ей должное внимание, пока позирует, – лучше синица в руках. Начинаю снимать животных издалека, постепенно сокращаю дистанцию. Если не получится сделать портрет, то, по меньшей мере, кадр для заметки уже в кармане, вернее на карте памяти. Со временем фотография научила меня спокойнее относиться к мелким неудачам и больше размышлять.