Воронеж ГОРОД

96 необычных экспонатов: что посмотреть в воронежском музее театральной куклы

96 необычных экспонатов: что посмотреть в воронежском музее театральной куклы

Источник: tv-gubernia.ru
В Воронежском государственном театре кукол им. В.А. Вольховского есть необычное место, в котором поселились герои прошлых лет: отважные рыцари, капризные принцессы, озёрный мальчик с семьёй, разнохарактерные помещики из гоголевских «Мёртвых душ»... Под самой крышей В 90-е годы у питерского театрального режиссёра и друга Валерия Вольховского – Александра Веселова – родилась идея создать в Санкт-Петербурге пространство, где можно было бы собрать героев из лучших отечественных и зарубежных кукольных спектаклей. Поиски подходящего помещения не увенчались успехом, и тогда воронежские друзья Веселова предложили ему открыть музей в Театре кукол «Шут». К сожалению, случилась страшная трагедия: Александр Веселов разбился в авиационной катастрофе. Работу по организации музея помогла завершить вдова режиссёра, которая передала в Воронеж его библиотеку книг о театре, видеокассеты с записями спектаклей, афиши и другие театральные реликвии. – Мы добавили кукол из спектаклей, которые уже сошли со сцены, и сделали вначале выставку в фойе, чтобы понять, интересно ли это людям, – рассказывает заведующая Музеем театральной куклы Ирина Бойкова. – А уже в октябре 2001 года на третьем этаже театра, под самой крышей, открылся музей, которому присвоили имя Александра Веселова. Откуда взялись экспонаты? Воронежцы кинули клич по кукольным театрам, с которыми поддерживали тесные творческие контакты. Так в столицу Черноземья из Пражского театра кукол прибыл гном-хранитель сокровищ. Украшением выставки стали сицилийские марионетки, подаренные итальянским бизнесменом. Вошли в экспозицию индонезийские теневые куклы из коллекции Александра Веселова. – Основу экспозиции составили куклы из воронежского наследия, – продолжает Ирина Бойкова. – Постановки уходили из репертуара, а куклы и декорации, созданные художниками высочайшего уровня – Еленой Луценко и Александром Ечеиным – бережно перемещались в музей, где становились частью живой истории. Такие разные Сегодня экспозиция включает 96 кукол, элементы сценографии, реквизит самых знаменитых спектаклей театра, поставленных режиссёрами Валерием Вольховским, Евгением Гимельфарбом, Владимиром Гусаровым, Мишелем Розенманом (Франция) и другими. Неизменно гостей у входа встречает четвёрка тех самых сицилийских марионеток. – Таких кукол даже в Италии сохранилось очень мало, – подчёркивает Ирина Бойкова. –Они играли в спектаклях XIX века в традиционном сицилийском театре Пуппи Сицилиано. Наша четвёрка – персонажи знаменитой рыцарской поэмы Лудовико Ариосто «Неистовый Роланд». Куклы очень тяжёлые – каждая весом почти 50 кг. Удерживать их было нереально, поэтому их подвешивали на шток, а сзади руками и ногами персонажей двигали актёры. Рассматривая кукол, отмечаешь, насколько детально продуманы персонажи, как стилистически тонко они следуют традициям тех стран, откуда родом. – Вместе с режиссёром мы находим стиль каждого спектакля, чтобы он не был похож на предыдущий, – рассказывает Александр Ечеин. – Для чешской сказки «Принцесса и эхо» куклы делались подчёркнуто деревянными, такими гранёными – в стилистике чешского театра кукол «Драк» («Дракон»). Спектакль «Краса ненаглядная» выдержан в русских традициях площадного театра, и здесь на его идею отлично работают куклы, сделанные из мешковины, где виден каждый стежок и чувствуется, что это ручная работа. В центре экспозиции – большая работа Елены Луценко к спектаклю «Озёрный мальчик» по пьесе Павла Вежинова. Это история мальчика Валентина, который, не найдя понимания в мире людей, решает поселиться в озере и подружиться с его обитателями. Глаза – зеркало души, и в данном случае это не просто метафора. В огромных глазах Валентина застыли его боль и беспомощность. Поражают своей психологической точностью куклы-взрослые. Кроме прочего они отражают фантазии ребёнка. Если он представляет маму в виде рыбы, то вот она, кукла, в которой человек буквально превращается в рыбу. Впечатляют куклы спектакля для взрослых «Карьера Артура Уи» (Бертольт Брехт), показавшего приход к власти фашистов. Метафора – карнавал смерти состоит из жутких масок, как бы пришедших из Средневековья. По соседству – герои из постановки «Морозко» (художник Елена Луценко), которую часто играли на Новый год. В спектакле оживала зимняя природа: у большой горы открывались глаза, двигались руки, ноги и даже усы. Всё включалось в историю про бедную Настеньку, которую за её доброе сердце одаривал Морозко. Спектакль «Мёртвые души» отмечен Государственной премией РФ во многом благодаря сценографии – Елена Луценко изобразила гоголевскую Русь в виде стройки, которая длится вечно и крутится вокруг чиновничьего стула. А вокруг мелькают города, деревеньки, погосты и, конечно, знакомые всем Чичиков, Манилов, Ноздрёв, Коробочка, Плюшкин. – В театре часто проводятся образовательные экскурсии, и их посетителям удаётся заглянуть за кулисы, – говорит Ирина Бойкова. – Узнать, что существуют перчаточные куклы, которые надеваются на руку, вроде всем знакомого Петрушки. Планшетные, которые ходят по плоскости с помощью актёров. Марионетки – куклы, которые двигаются с помощью нитей. Есть тростевые куклы — их в 20-е годы прошлого века изобрели москвичи, когда ставили «Макбета» и хотели, чтобы широкий жест леди Макбет был максимально приближен к человеческому. Волшебные превращения Театральному художнику следует быть не только профессионалом, но и совершать настоящие чудеса. Так, в спектакль «Волшебное кольцо» по сказкам Платонова Александр Ечеин включил момент превращения кота в собаку. Зрители не могут понять, что же происходит. Оказывается, кот и пёс прикреплены к одной палке, которая очень быстро вращается – таким образом на сцене возникает погоня пса за котом. Елена Луценко для спектакля «Озёрный мальчик» придумала эпизод с тремя бабушками, сплетничающими у подъезда. Как показать их внутреннюю сущность? Нажимался невидимый рычажок, и у кукол мгновенно вырастали копытца, а вместо лиц появлялись поросячьи мордочки. По словам директора музея, зрители очень любят сеньора Манжефе из спектакля по сказке Карла Коллоди «Приключения Пиноккио» (художник Елена Луценко). Великан –аналог Карабаса Барабаса из сказки про Буратино – самая большая кукла в экспозиции, её рост 2,5 метра. Во время представления в огромную куклу, как в шкаф, залезал актёр и говорил оттуда страшным голосом. – В финале спектакля маленьких зрителей ждал сюрприз, – заключает Ирина Бойкова. –Актёр выходил из куклы на сцену, и дети видели, что он обычного роста и совершенно не страшный... Всё заканчивалось, как и полагается в сказке, победой добра.