Как работает архитектурная подсветка зданий в Воронеже
Вечером столица Черноземья загорается яркими красками. Отдельными островками в центре города выделяются дома, каждый из которых подсвечивается своими собственными светильниками. Благодаря архитектурно-художественной подсветке облик каждого такого здания уникален. Журналисты «Коммуны» выяснили, по какому принципу подсвечивают воронежские здания и как долго могут служить светильники на домах.
В тёплых тонах
Массово подсвечивать здания в Воронеже начали пять лет назад. К концу 2019 года украсили фасады 47 домов в историческом центре города. Яркие иллюминации появились тогда на домах Михайлова и Тулиновых, зданиях Государственного банка, кинотеатра «Пролетарий», Театра кукол «Шут», управления ЮВЖД, доме Губернатора, Благовещенском кафедральном соборе. Ещё раньше, в 2018 году, в Воронеже обновили подсветку 180-метровой телебашни на улице Карла Маркса. На ней установлено 7210 светодиодных пиксельных светильников (почти вдвое больше, чем у прошлой подсветки) и 42 прожектора. По праздникам и выходным воронежская телебашня эффектно переливается разными цветами: синим, зелёным, жёлтым, красным. Что сделало её яркой и узнаваемой изюминкой города.
Сейчас архитектурно-художественной подсветкой в областном центре украшено более 70 сооружений. В первую очередь это здания, расположенные в историческом центре города: на проспекте Революции, площади Ленина, улицах Плехановской, Мира, 25 Октября.
Как рассказали «Коммуне» в воронежской горадминистрации, за подсветку одного дома отвечают порядка 55 светильников. А всего их в городе больше 4,5 тыс. В большинстве случаев используются светодиодные светильники и прожектора. Что касается тона, то для придания уюта и схожести с солнечным светом выбран был тёплый свет природных оттенков. А несколько зданий подсвечивают с помощью разноцветных лампочек, как, например, высотку Управления ЮВЖД. Памятники также не остаются в темноте после захода солнца. Более 20 скульптур имеют собственные прожектора и лампы, например, памятники Ивану Никитину, Сергею Есенину, Белому Биму и др. Для их украшения применяются иллюминации белого, зелёного, сиреневого, синего света – индивидуально для каждой архитектурной композиции.
Средний срок службы светильников - пять лет. Если одна из лампочек перегорит, то в течение двух дней сотрудники Воронежгорсвета должны заменить её на новую. Правда, если соответствующий светильник имеется на складе. Иначе ждать замены придётся дольше.
Предусмотрено три режима подсветки: повседневный, праздничный и ночной. При первых двух освещаются главный и два боковых фасада. Светом выделяют колонны и капители с внутренней и внешней стороны, фрески, потолки и внутренние объёмы арок, карнизы, композиции с гербами и знаменами под портиком. Ночной режим - энергосберегающий и менее яркий. Это позволяет экономить 20-30% электроэнергии. К слову, на художественное освещение одного здания требуется в среднем 2270 кВт/час в год.
В мэрии отметили, что собственник здания может по собственной инициативе подсветить то или иное сооружение. Но для этого сначала нужно обратиться в управу своего района.
Достоинства и недостатки
По словам воронежского архитектора, автора проектов реконструкции «Зелёного театра» в Центральном парке и Советской площади Романа Пупавцева, подсвечивать здания не так просто, как может показаться на первый взгляд.
- Кто-то может подумать, что чем больше лампочек на здании, тем лучше. Однако это в корне неверно. Ведь фасад здания - как лицо человека. И когда фотограф делает профессиональный портрет, он учитывает игру света и тени. Выставляет свет так, чтобы подчеркнуть все достоинства и скрыть недостатки. Со зданиями работает тот же принцип, - поделился Роман Пупавцев.
По его мнению, некоторые здания в Воронеже сильно засвечены. В качестве примера архитектор привёл проспект Революции:
- Когда проезжаешь на машине, ты видишь не какие-то отдельные архитектурные элементы, а одно сплошное пятно. Так быть не должно. Однако есть и удачные примеры. Например, здание музыкального колледжа имени Ростроповичей. Оно подсвечено идеально. Без каких-либо излишеств. Акценты расставлены там, где надо.
Чтобы подсветка произвела нужный эффект, нужно учитывать массу нюансов.
- Так, при освещении «Зелёного театра» мы использовали несколько типов светильника, и каждый из них при этом испытывали в большом тёмном помещении, чтобы выбрать нужную светосилу. Как итог: светильники на этом пространстве светят довольно деликатно и создают камерную уютную атмосферу, - подчеркнул специалист.
При этом в плане подсветки зданий, отметил Роман Пупавцев, Воронеж за последние годы шагнул далеко вперёд.
- Приятно видеть, что с каждым годом в городе подсвечивается всё больше домов. При этом авторы не боятся экспериментировать. Да, конечно, не все варианты идеальны, на мой взгляд. И всегда есть что улучшить. Но думаю, что в будущем качество архитектурной подсветки в Воронеже будет только расти. Главное - её делать. А со временем придёт и опыт, - убеждён эксперт.
Цифра
Почти 70 тысяч фонарей освещают дороги, проезды, дворы, парки и скверы Воронежа.