Воронеж ГОРОД

Станиславский пришёл в восторг от воронежского народного театра: как сложилась судьба его основателей

Станиславский пришёл в восторг от воронежского народного театра: как сложилась судьба его основателей

Источник: tv-gubernia.ru
В конце XIX века наследница огромного состояния Зинаида Соколова и её муж переехали из Москвы в село Никольское под Воронежем. Супруги пытались изменить к лучшему жизнь крестьян и основали театр, который работает до сих пор. К 130-летию начала культурно-просветительской деятельности Соколовых в Воронежском краеведческом музее открылась выставка «…Какой свет был в наших душах!..» (0+) Посетители выставки могут увидеть более 180 экспонатов из собрания музея, в том числе личные вещи и фотографии Соколовых, работы мастериц Никольского, письма солдат Первой мировой, книги, эскизы театральных костюмов. Путь служения Зинаида Соколова (1865 - 1950) родилась в семье богатых московских промышленников Алексеевых, родственников Третьяковых и Мамонтовых. Отец Зинаиды, Сергей Владимирович, был известным благотворителем и общественным деятелем, а также любителем театрального искусства. В усадьбе Алексеевых построили здание домашнего театра, где ставили любительские спектакли. Старший брат Зинаиды впоследствии стал великим режиссёром, основателем Московского Художественного театра и взял себе псевдоним Станиславский. Зинаида вышла замуж за врача Константина Соколова. Прекрасный хирург и однокурсник Чехова, Константин совмещал медицинскую практику с увлечением театром. Но для настоящих интеллигентов, к числу которых принадлежал Соколов, было недостаточно лишь добросовестно работать на своём месте. Им хотелось делать что-то полезное для общества, помогать простому народу, строить светлое будущее России. Многих образованных людей на рубеже веков подобные порывы привели к революционной деятельности. Соколовы выбрали другой путь. Как говорила Зинаида Сергеевна, «мы были под властью идеи жить и работать для народа». В 1893 году умер отец Зинаиды. Получив часть наследства, Соколовы задумали купить имение в провинции, переехать туда и начать новую жизнь на новом месте. Знакомый семьи, воронежский писатель Александр Эртель, посоветовал приобрести усадьбу в селе Никольском в 80-ти верстах от Воронежа. Земский доктор В 1894 году Константин и Зинаида переехали в Никольское (ныне это посёлок в Верхнехавском районе Воронежской области). Вместе с ними туда отправились родная дочь и четверо приёмных детей, причём младшей девочке не исполнилось и двух лет. «Друг друга мы горячо любили, уважали, верили друг в друга, наши стремления, мысли, убеждения сходились и скрепляли нас ещё теснее. Идея переселения увлекла нас и приподымала наш дух. Нам так хотелось прозрения крестьян на лучшее, что есть в жизни!», — вспоминала впоследствии Зинаида Соколова. Константин с первых же дней в Никольском начал лечить местных жителей. Амбулатории ещё не существовало, не был построен даже дом для семьи Соколовых. В первое лето врач принимал в избе одного из крестьян, пока хозяин работал в поле. Слава о московском докторе, который привёз с собой чудодейственные лекарства, распространилась по округе мгновенно. На приём приходили не только жители Никольского и окрестных сёл, некоторых больных везли за десятки вёрст. В день Соколов принимал до 150 человек. Иногда он оставлял Никольское для поездки в Рамонь. В имении принцев Ольденбургских была своя больница, и Константина приглашали туда делать сложные операции. Слухи об этом дошли до крестьян в сильно искажённом виде, и пациенты стали почтительно величать доктора «принцем». Позже Соколовы построили в Никольском амбулаторию, где принимали больных. Место для неё выбрали на окраине села, чтобы инфекционные больные меньше контактировали с населением. Жизнь в Никольском Помимо амбулатории, в Никольском и двух соседних сёлах появились трёхгодичные школы для крестьянских детей, где преподавали приглашённые учителя. Ещё до переезда из Москвы Зинаида Сергеевна окончила педагогические курсы и очень хотела помочь развитию грамотности. В первое время крестьяне отнеслись к школам настороженно, особенно не нравилось им обучение девочек. Но впоследствии нередко просили оставить своих детей на второй год, «чтобы лучше выучились». Решив дать возможность людям подработать, Соколовы организовали в Никольском мастерскую, где крестьянок обучали художественной вышивке. В мастерской работало свыше 300 человек из 10 сёл, а изделия местных мастериц оказались такого уровня, что в начале 1914 года были представлены на кустарно-промышленной выставке в Берлине. Потратить заработанные рукоделием деньги можно было в лавке и чайной, которые тоже появились благодаря Соколовым. Раньше крестьянам приходилось ради покупки спичек или соли идти за пять вёрст к ближайшему лавочнику, который безбожно задирал цены. Узнав об этом, Константин и Зинаида занялись ещё и торговлей. Одна половина специально купленного ими дома превратилась в лавку, где всё самое необходимое в крестьянском хозяйстве— мыло, керосин, нитки — продавалось по себестоимости. Вторую половину отвели под чайную. Там звучала музыка, на столах лежали нарядные клеёнки, а стены украшали фотографии картин из Третьяковской галереи. Старший брат Самым необычным из созданного Константином и Зинаидой стал Никольский театр, который существует до сих пор. В селе супруги время от времени разыгрывали с детьми небольшие сценки. Затем стали привлекать к постановкам своих знакомых и соседей-крестьян. Так, летом 1895 года возник первый в России крестьянский театр. На его сцене ставили пьесы Островского, Чехова, Горького и других известных российских драматургов. Главные роли обычно исполняли Соколовы. Театр в Никольском возник раньше, чем Московский Художественный театр в Москве. Его создатель Константин Станиславский однажды побывал в гостях у младшей сестры. Знаменитый режиссёр пришёл в такой восторг от театра в Никольском, что предлагал Зинаиде и Константину играть во МХТ. Супруги отказались. Константин был, прежде всего, врачом, как бы ни любил при этом театр. С благодарностью Необходимость дать детям образование заставила Зинаиду покинуть Никольское и приезжать туда лишь время от времени. Константин же не мог оставить своего служения и продолжал безотлучно работать врачом. Во время Первой мировой войны к его обычным пациентам добавились солдаты. В Никольском Соколов создал небольшой лазарет для раненых воинов. Сельский врач смог обеспечить им лучший уход и лечение, чем в армейских госпиталях. Специально для пациентов лазарета крестьянский театр ставил спектакли. Выздоровевшие солдаты с благодарностью вспоминали доктора и писали ему письма с фронта. Благодарность к врачу и его семье чувствовали и местные жители. Когда во время революции начались поджоги и грабежи помещичьих усадеб, крестьяне Никольского организовали охрану имения. Константин Соколов остался в селе и после революции. В тяжёлом 1919 году он умер от тифа, которым заразился от своего пациента. Зинаида Сергеевна надолго пережила своего мужа. С 1919 года она стала помощницей своего брата по режиссёрской и педагогической работе.