
«Два форс-мажора добили бизнес»: с какими трудностями сталкиваются воронежские предприниматели, торгующие на маркетплейсах
В наши дни бизнес всё больше переходит из торговых центров и магазинов в онлайн. Для клиентов всё достаточно просто и удобно, а вот продавцам зачастую приходится несладко. О том, как устроен интернет-бизнес и с какими сложностями сталкиваются продавцы, TV Губерния узнала у воронежских предпринимателей.
Елена Канапухина, 43 года. Торгует футболками. Доход: 150 тысяч рублей в месяц
О наглецах из Воронежа, пожалуй, знает вся страна, однако лишь немногие в курсе, что автор оригинальной задумки – 43-летняя Елена Канапухина.
Три года назад её муж Алексей услышал эту фразу во время одного из матчей «Факела» и попросил напечатать цитату на футболке, так как на тот момент Елена уже некоторое время занималась печатью сувенирной продукции. Сказано – сделано.
Как только Алексей выложил в соцсети фотографию в обновке, она тут же произвела фурор среди пользователей. Так Елена начала делать футболки на заказ.
Будучи самозанятой, Канапухина активно взаимодействует с Центром «Мой бизнес». Его сотрудники помогли Елене начать продажи через маркетплейс.
– Я считала, что мои футболки нужны только в Воронеже. Как же я ошибалась! – вспоминает Елена. – Как только работники Центра меня зарегистрировали и оформили карточки с фото товара, тут же посыпались заказы из самых разных уголков страны – от Калининграда до Якутии. Как правило, из других городов заказывают футболки бывшие уроженцы столицы Черноземья, которые либо скучают по малой родине, либо хотят поддержать любимую команду.
Как рассказала Елена, существуют несколько способов доставки товара покупателю. Один из них предполагает поставку большой партии товара на склад маркетплейса. Также можно отправлять заказы поштучно через пункты выдачи. Елена предпочитает последний вариант.
– Если я отправлю товар на склад, есть риск, что расходы не окупятся, – поясняет Елена. – Спрос может упасть в любой момент, и вещи окажутся невостребованными. А ещё люди любят заказывать вещь сразу в нескольких размерах. Для них возврат бесплатен, в то время как я плачу по 100 рублей за каждый отказ клиента.
По словам Елены, если футболка, которую она продаёт, стоит, к примеру, 1500 рублей, она получит за неё около 1000 рублей, так как маркетплейс удерживает 30–35% от стоимости товара. К слову, иногда сервис предоставляет скидки покупателям за свой счёт. Вот только разницу продавцу компенсирует не рублями, а баллами, что удобно далеко не всем предпринимателям.
Чтобы товар попал в рекомендации маркетплейса, у него должны быть положительные отзывы. С негативными комментариями Елена, к счастью, не сталкивалась, хотя бывали случаи, когда покупатели жаловались на материал, заявленный в описании. Однако большее беспокойство воронежской бизнес-леди вызывает поведение конкурентов.
– «Наглецы из Воронежа» – товарный знак, который я официально зарегистрировала, однако в Сети всё равно есть товары с этой же надписью. И многие из них гораздо худшего качества, – говорит Елена. – Но здесь мне помогают соцсети, в которых я делюсь своими аккаунтами на маркетплейсах.
На продаже футболок, бейсболок, кружек, шарфов и другой сувенирной продукции Елена зарабатывает около 150 тысяч рублей в месяц. Правда, бывают и неудачные периоды, когда прибыль падает до нескольких десятков тысяч рублей. Впрочем, предпринимательница не теряет оптимизма и собирается развивать свой бизнес на маркетплейсе дальше.
Дмитрий В., 35 лет. Торговал сувенирной продукцией и сумками. Убыток: 50 тысяч рублей.
У 35-летнего Дмитрия В. история с продажами кардинально другая.
Предпринимательство привлекало его возможностью получить дополнительный доход к уже имеющейся зарплате офисного работника. Чтобы разобраться в нюансах интернет-торговли, он прошёл платный курс обучения за 25 тысяч рублей.
В июне 2024 года Дмитрий зарегистрировался в качестве индивидуального предпринимателя. Зарабатывать решил на перепродаже товаров. Поставщиком выбрал фирму из Ростова-на-Дону, которая торгует леденцами, открытками, конфетами и другой праздничной мелочью.
На первых этапах продажи у Дмитрия шли неплохо. Доход составлял около 20–25 тысяч рублей в месяц. Однако вскоре торговля встала. Склад, на котором находился товар Дмитрия, расположен в Курской области. Из-за начала боевых действий на этой территории склад прекратил работу. Воспользоваться своим товаром Дмитрий не может до сих пор.
Предприниматель решил не отчаиваться и закупил новый товар – женские сумки. Правда, и они не сделали выручку. Причиной опять стала логистика. На этот раз склад с товаром приостановил отгрузку из-за конфликта собственников маркетплейса.
Дмитрию предложили вывезти сумки самостоятельно, однако для него это слишком накладно. Продажи издержек не покроют.
Начиная бизнес на маркетплейсе, Дмитрий имел стартовый капитал всего 50 тысяч рублей, поэтому форс-мажоры оказались для него фатальными. Впрочем, и большая сумма для интернет-торговли успех не гарантирует. К примеру, друг Дмитрия вложил в бизнес полмиллиона и тоже прогорел.
– Основным товаром моего приятеля была одежда. Многие недобросовестные покупатели приобретают её для конкретного мероприятия, а потом в течение 10 дней сдают обратно. Разумеется, в большинстве случаев презентабельный вид уже утерян. Такая же участь и у новогодних товаров, – поясняет Дмитрий.
Также предприниматель предупредил, если неправильно заполнять карточки товара или получать слишком много отказов от покупателей, продажи могут упасть, и тогда останешься в минусе.
Дмитрий разочаровался в маркетплейсах, решил прекратить продажи и закрыть ИП.
В тему: Как обманывают на маркетплейсах
Чаще всего покупатели сталкиваются с некачественным товаром: тупые бритвы, порванные платья, посуда со сколами и т. д. Однако иногда нечистые на руку продавцы обманывают и с техникой, выдавая подделку за настоящие бренды. Так, некоторое время назад была распространена следующая уловка: в кейс от фирменных наушников клали подделку, догадывался о которой покупатель уже дома. Нередко приходится сталкиваться и с уменьшенными копиями своего заказа. К примеру, вместо ожидаемого крупного будильника приходит модель, внешне похожая на брелок, хотя в описании товара указаны реальные размеры. Чтобы избежать дополнительных рисков, эксперты советуют не оплачивать товар заранее и тщательно осматривать его в пункте выдачи заказов перед покупкой.