
О судьбе солдата узнали по надписи на котелке: как работают воронежские поисковые отряды
Несмотря на то, что Великая Отечественная закончилась 80 лет назад, пропавшими без вести до сих числятся тысячи бойцов. Останки многих из них продолжают лежать в земле в том самом месте, где красноармейцы приняли свой последний бой. Поиском погибших занимаются члены специальных добровольческих отрядов. В Воронеже действуют четыре таких организации. Одна из них - поисковой отряд «Патриот». Её руководитель Андрей Скалевой рассказал TV Губернии, как удаётся обнаруживать участников войны, каким образом волонтёры выходят на родных и близких числившихся пропавшими без вести красноармейцев и как хранят найденные личные вещи солдат.
Особое разрешение
Отряд «Патриот» – один из самых молодых. Поиском бойцов его участники занимаются с 2013 года. Сейчас в отряде - около 90 человек. По словам Андрея Скалевого, стать участникам вахты памяти может каждый желающий Так, среди воронежских поисковиков - учителя, предприниматели, охранники, продавцы, а также школьники и их родители.
– Важно, чтобы кандидаты в поисковики понимали, зачем они к нам идут. Ведь искать останки бойцов - это не лёгкая прогулка под луной, а колоссальный труд. Нужно часами проводить с лопатой в руке, при этом никаких гарантий, что здесь и прямо сейчас вы найдёте останки. Кроме того, поисковики регулярно платят членские взносы, за счёт которых и проводятся раскопки. Однако люди продолжают приходить к нам добровольцами. Иногда даже целыми семьями, – отметил Андрей.
Сезон поисковых работ стартует ранней весной. Большинство крупных боёв проходили в полях. Поэтому участники отряда должны успеть провести раскопки до того, как аграрии приступят к севу. Летом поиск приостанавливается. А с начала сентября возобновляется и продолжается до конца ноября.
В основном копают там, где шли самые крупные сражения. В Воронежской области это Рамонский, Семилукский, Острогожский районы, а также сама столица Черноземья. Прежде чем начать раскопки, нужно получить разрешение от Министерства обороны РФ. Перед началом каждого сезона члены отряда отправляют военным запрос с указанием мест, где запланированы поиски. Также поисковики заранее предупреждают об экспедициях местную власть. А ещё нужно договориться с владельцем участка, на территории которого планируют вести раскопки. Зачастую это бывает непросто.
– К сожалению, не все понимают, каким важным делом мы заняты. И собственники земельного участка не всегда дают нам добро на раскопки. Приходится тратить много сил и времени, чтобы уладить вопрос. Иногда обращаемся за помощью к главе поселения, который убеждает фермера пустить нас в поле. И уже после того, как все формальные процедуры соблюдены, мы отправляемся на раскопки, – объясняет Андрей.
Солдатский медальон в помощь
Понять, где нужно копать, поисковикам помогают металлоискатели. Когда прибор «почувствовал» металл под землей, добровольцы берут в руки щуп - стальной трос длиной до 2 м – и проверяют, на какой глубине находится обнаруженный предмет. Затем - раскопки. Как правило, останки бойцов, а также амуниция, оружие и личные вещи красноармейцев лежат неглубоко под землей – от 15 см до метра.
Но бывает, что вместо заветной находки поисковики натыкаются на ржавые запчасти от сельхозтехники или обыкновенный строительный мусор. Главное - не отчаиваться и продолжать поиски.
– Никогда не знаешь, когда тебе повезёт. Вот осенью прошлого года мы работали в лесополосе на границе Рамонского и Семилукского районов. Долго ничего не могли найти. Однако затем прямо под липой выкопали останки двух красноармейцев. Они лежали лицом друг к другу. Скорее всего, сослуживцы похоронили их после боя. При этом черепа бойцов были сильно повреждены, должно быть, по ним проехался танк. А в ноги одного из солдат были вплетены корни дерева, – рассказал поисковик.
Членам отряда удалось установить личность найденных бойцов. Оказалось, что оба солдата – жители Кемерова. В кармане одного из красноармейцев хранился медальон - специальная капсула с идентификационной запиской. В ней указаны персональные данные бойца: его имя, дата и место рождения, контакты близких родственников. Наши ребята связались с кемеровскими поисковиками, а также выложили фото с раскопок в своей группе в соцсетях. Отыскались родные бойцов, которым и были переданы останки. Красноармейцев захоронили в Западной Сибири на территории одного из мемориалов.
– К сожалению, медальон мы находим рядом с бойцом не так часто, как нам бы того хотелось. Как правило, в одном случае из десяти. А без него установить личность практически невозможно. И в таком случае останки захоранивают в общей могиле неподалеку от места, где был обнаружен солдат или офицер. Не все солдаты и офицеры заполняли данные о себе. Это считалось плохой приметой. Мол, носишь с собой медальон, значит, тебя убьют в ближайшем бою. Да и не все успевали заполнить данные о себе. Также известны случаи, когда немцы сваливали тела убитых красноармейцев в воронку от снаряда, а закапывать тела пригоняли пленных бойцов или жителей оккупированных деревень. И многие из них пытались спрятать обнаруженный медальон с запиской, чтобы потом передать его родным. Однако фашисты строго наказывали за это. Могли расстрелять и закопать в этой же братской могиле, – добавил поисковик.
Девушка и цветок на солдатском котелке
Даже если поисковики нашли солдатский медальон, не всегда удается разобрать, что написано в карандашной записке, выцветшей от времени. В этом случае воронежские волонтёры прибегают к помощи московской организации, которая занимается расшифровкой подобных записок с помощью специальных компьютерных программ и спектрального анализа.
А ещё установить личности красноармейцев поисковикам помогают вещи бойцов. Так, в 2015 году недалеко от села Ольховатка члены отряда нашли солдатский котелок. По-русски на нём была написана фамилия «Лозинский», а по-грузински – имя «Алеша». При этом ёмкость была украшена окопным творчеством – на котелке было выгравировано изображение неизвестной девушки, а также пышный бутон.
– Мы связались с нашими коллегами из Грузии. В итоге смогли установить, что инвентарь принадлежал бойцу Алексею Лозинскому 1922 года рождения. Он сражался в рядах 931-го стрелкового полка 240-й стрелковой дивизии в звании сержанта. Самое интересное, что Алексей не погиб под Воронежем, как мы думали ранее, а продолжил боевой путь. А котелок, скорее всего, выпал у Ольховатки во время боя. Благодаря наградным листкам мы установили, что боец был награждён медалью «За отвагу» и орденом Красной Звезды в 43-м и 44-м годах. Дальнейшая судьба парня неизвестна. По всей видимости, он погиб, но где именно, мы не знаем. Надеюсь, в будущем наши коллеги в других регионах смогут дать ответ, – рассказал Андрей.
В ТЕМУ
В штабе отряда «Патриот» хранится более сотни экспонатов - оружие, каски, фляги, медальоны и прочие вещи бойцов. Некоторые из них поисковики реставрируют, чтобы потом показывать школьникам.
–Наш чернозём не щадит металл и способен проделать дырку даже в самой прочной каске. Однако многое нам удаётся восстановить. Также избавиться от ржавчины помогает щавелевая кислота. Очищает металл и обыкновенная газировка, которую, к сожалению, пьют наши дети. Как-то я в ней замочил найденную ржавую монету, так напиток проел и ржавчину, и надписи на монете, – поделился поисковик.