Воронеж ГОРОД

В Воронеже впервые поставили военную оперу «Зори здесь тихие»

В Воронеже впервые поставили военную оперу «Зори здесь тихие»

Источник: communa.ru
В среду, 25 июня, на сцене Воронежского театра оперы и балета состоялась премьера оперы «Зори здесь тихие» Кирилла Молчанова (12+). Постановка создана по мотивам легендарного произведения писателя-фронтовика Бориса Васильева и посвящена 80-летию Великой Победы. 

На реальных событиях

Биография автора повести «А зори здесь тихие...» тесно связана с Воронежем. В нашем городе Борис Васильев окончил 9-й класс. В первые же дни войны записался добровольцем, ушёл на фронт в составе истребительного комсомольского батальона. В дальнейшем военная тема стала главной в его творчестве, а повесть «А зори здесь тихие...» – одной из самых известных книг о Великой Отечественной войне. 

Рассказанная в ней история о подвиге девушек-зенитчиц основана на реальных событиях: на станции Кировской железной дороги семеро солдат пресекли попытку немецких диверсантов взорвать путь. Почти всем им это стоило жизни – в живых остался лишь один боец, возглавлявший группу. Чтобы сделать историю в высшей степени драматичной, Борис Васильев придумал девушек-героинь. Книга вызвала у читателей горячий отклик.
 
Ещё большую славу произведению принесла экранизация повести, которую в 1972 году осуществил кинорежиссёр Станислав Ростоцкий. Музыку к фильму «А зори здесь тихие...» написал композитор Кирилл Молчанов. В 1973 году он же завершил одноимённую оперу, премьера которой прошла в Большом театре. 

С тех пор к произведению Кирилла Молчанова обращались многие музыкальные коллективы. В Воронеже оперу «Зори здесь тихие» поставили впервые. Как отметил художественный руководитель Театра оперы и балета Александр ЛИТЯГИН, именно сейчас, в Год защитника Отечества и 80-летия Победы, появление такого спектакля в репертуаре особенно символично. 
В качестве режиссёра-постановщика был приглашён Денис Постоев, уже сделавший на воронежской сцене несколько удачных проектов. В команду постановщиков вошли дирижёр Тимур Абсалутинов и художник Людмила Терехова. 

Драматизм – в деталях

Взяв за основу либретто, созданное самим Молчановым, Денис Постоев внёс в него незначительные изменения. Опираясь в большей степени на фильм, создал невероятно зрелищный и эмоционально сильный спектакль. Он лишён внешних впечатляющих эффектов, но при этом наполнен выверенными деталями и проработанными мизансценами. Пролог и эпилог спектакля эпичны: четыре бесстрашные девчонки-зенитчицы смотрят на зрителя через полупрозрачную ткань, словно сквозь пелену времени. Их фигурки видны и старшине Васкову (Давид Целаури), стоящему у края сцены и смотрящему на них из дня сегодняшнего. Необычные приёмы «наплыва», «монтажа» усиливают «кинематографичность» оперы. В те моменты, когда героини возвращаются к воспоминаниям о мирной жизни, это особенно хорошо работает. 

О военном времени напоминают звуки духовых инструментов. В самые напряжённые моменты оркестр буквально плачет и скорбит по ушедшим героям. На контрасте в исполнении главных героинь «Зорь» звучат знакомые советские песни, романсы. Из патефона, под который девушки танцуют накануне выхода на поиски диверсантов, льются мелодии военных лет. 
Пение солистов и их игра поражают драматизмом. Речетативы передают сложные эмоциональные состояния персонажей. Музыкальные характеристики есть у всех героинь. Так, «Колыбельная» Дунаевского из фильма «Цирк» идёт фоном в тот момент, когда о доме и маленьком сыне вспоминает Рита Осянина (Светлана Дюдина). К слову, в спектакле занят пятилетний Роман Дюдин, играющий роль сына главной героини. 

В музыкальный образ Сони Гурвич (Татьяна Алиева) вплетаются интонации романса и  хорал немецкого композитора Генделя в исполнении вокалистов театра. Доверчивую и нежную душу деревенской девушки Лизы Бричкиной (Марина Безбородова) подчёркивают элементы русской протяжной песни. В уста Жени Камельковой (Софья Овчинникова) вкладывается самый известный номер оперы – романс «Жди меня» на стихи Константина Симонова.

Через себя 

Софья Овчинникова отметила сложность произведения, в котором соединилось, казалось бы, несоединимое.

– Это полностью музыка XX века, – поделилась вокалистка. – Плюс цитаты из генделевских хоралов, плюс стилизация под народную песню. Всё это собрано воедино, и гармонично работает – один фрагмент дополняет другой.

Марине Безбородовой достался один из самых драматичных персонажей — Лиза Бричкина. 

– Мне каждую ночь снилась наша постановка, – призналась певица. – Когда играешь смерть на сцене, проживаешь колоссальные эмоции. 

Солист Театра оперы и балета Давид Целаури, исполнивший в спектакле партию старшины Васкова, также отметил сложность музыкального материала:

– В момент разбора партии  эту музыку  исполнять было сложно. Когда начались репетиции с оркестром, сложности отпали сами собой, потому что в оркестровку заложены все подсказки. Что касается чувств, то каждый выход на сцену я и мои партнёрши едва сдерживаем слёзы. Мы пропускаем эту историю через себя.