Дофаминовый шоппинг: как маркетплейсы затягивают покупателей в зависимость
11 ноября отмечается Всемирный день шопинга. Ноябрь считается самым депрессивным месяцем, и многие пытаются поднять себе настроение с помощью покупок. Однако такое поведение несет в себе риск обрести полноценную зависимость.
- Компульсивные покупки в большом количестве приводят к зависимости, - отметила психолог Альбина Томко. - Дофамин - нейромедиатор удовольствия, который вырабатывается в процессе выбора и ожидания заказа. Но со временем чувствительность снижается, и требуется всё больше покупок для получения тех же эмоций.
По словам психолога, люди часто начинают покупать, когда сталкиваются с тяжелыми эмоциями. Вместо того чтобы проживать их, они выбирают быстрый способ получить удовольствие. При этом современные маркетплейсы с системой рассрочек упрощают процесс импульсивных покупок.
Для того, чтобы не попасть в зависимость, специалист советует учиться договариваться со своим «внутренним ребенком» и устанавливать разумные правила шопинга, а также использовать качественные способы получения удовольствия. Среди них - спорт, медитация, прогулки с друзьями, которые насыщают и стабилизируют психическое состояние через выработку серотонина.
Подробнее - в выпуске программы «Утро Вместе».