Чем удивил воронежцев балет «Пахита»
В Воронежском театре оперы и балета 28, 29 и 30 ноября состоялась премьера балета «Пахита» (6+). Его поставил экс-солист балета Мариинского театра, хореограф Юрий Смекалов. Красочный спектакль на музыку Эдуарда Дельдевеза, Людвига Минкуса и Рикардо Дриго полон запоминающихся танцевальных сцен и изобретательных шутливых сценок.
Что случается не так уж часто, у балета «Пахита» сложная и интересная сюжетная основа. Французский драматург Поль Фуше, к слову, родственник великого Виктора Гюго, сочинил оригинальное либретто, следуя моде на цыганскую тему. Писатель опирался на новеллу Мигеля де Сервантеса, написанную испанцем в начале XVII века, существенно её переработал, сделав акцент на истории любви цыганки Пахиты. Романтический сюжет увлёк композитора Эдуарда Дельдевеза, который тут же написал партитуру для балета.
В 1847 году «Пахиту» поставил в Париже хореограф Жозеф Мазилье. Уже через год молодой Мариус Петипа создал свою хореографическую интерпретацию на сцене Императорского балета в Санкт-Петербурге. В 1848 году с «Пахитой» познакомились москвичи. В 1881 году Мариус Петипа пересобрал хореографию балета, расширив спектакль до трёх действий и включив в него знаменитое финальное Гранд-Па — композицию из танцев, позволившую блистать легендам Императорского балета.
Хореограф Юрий Смекалов не стал копировать творенье Мариуса Петипа, а создал свою версию, опираясь на первоисточник — ту самую новеллу Сервантеса «Цыганочка».
— Сюжет в прежнем спектакле, который шёл в Петербурге в середине XIX-начале XX века был построен на конфронтации испанцев и французов, — рассказал Юрий Смекалов. — На мой взгляд, актуальная для своего времени история, сегодня не так интересна. Поэтому мы её переформатировали.
Музыкальная партитура «Пахиты» построена на музыке Эдуарда Дельдевеза, Людвига Минкуса и Рикардо Дриго (в авторской редакции Юрия Смекалова). Большое внимание уделено реконструкции знаменитого Гранд-Па, которую осуществил Юрий Бурлака, соединив сочинения балетных композиторов XIX века: Адольфа Адана, Жана-Мадлена Шнейцхоффера, Рикардо Дриго и Цезаря Пуни.
— Основной задачей было, чтобы Гранд-Па не стал отдельным номером, этаким «балетом в балете», а постепенно «вызревал» на протяжении всего спектакля, обретая особую художественную ценность и смысл, — подчеркнул хореограф.
В целом изменился темпоритм балета. Как отметил Юрий Смекалов, сегодня невозможно не учитывать влияния на людей новых медиа, быстрой смены картинки, что вырабатывает такую особенность восприятия, как клиповое мышление.
— Поэтому чтобы зрителю не было скучно, мы добавляем спектаклю динамики и юмора, используем, пусть и немного наивные, но всё-таки работающие сценические приёмы, —отметил постановщик. — Например, проверенный трюк с конём, когда его в соответствующем костюме изображают два артиста, галопом скачущие по сцене.
Рассказанная в балетном спектакле история наполнена сюжетными ходами, напоминающими телесериалы. Здесь есть и похищение цыганами девочки из благородного семейства, которую они хотят ради заработка превратить в танцовщицу. Есть история любви молодого дворянина и офицера Андреса к выросшей танцовщице, выступающей на городской площади Мадрида. Есть испытание чувств: влюблённый кабальеро должен оставить полк, переодеться в цыганскую одежду и странствовать с табором два года. Есть драматический поворот, когда Андресу, защищая свою честь со шпагой в руке, приходится смертельно ранить обидчика. Есть тюрьма, освобождение, выяснение благородного происхождения Пахиты и, конечно, пышная свадьба в финале. И всё это в невероятной красоты декорациях (художник-постановщик Андрей Севбо), в костюмах, воссоздающих аристократические наряды величественной Испании, и в обжигающем красками цыганском колорите (художник по костюмам Елена Зайцева).
Оркестровое сопровождение спектакля — результат работы дирижёров Алексея Василенко и Тимура Абсалутинова.
В спектакле заняты два состава артистов Театра оперы и балета. Роль Пахиты исполняют Диана Кустурова и заслуженная артистка Воронежской области Марта Луцко. В роли Андреса – заслуженные артисты Воронежской области Иван Негробов и Михаил Ветров. Также в спектакле заняты Максим Данилов, Мария Стец, Юмико Накагава, Тагир Мустафаев, Ацунори Ота. Вместе с ними на сцену выходят более 20 воспитанников Воронежского хореографического училища. Восемь пар девочек и мальчиков исполняют мазурку и четыре пары – полонез.
Коллектив Театра оперы и балета не без гордости сообщает, что на спектакль такой красоты и полыхающей страсти впору, как на романтическое свидание, приглашать любимых.
— Постановщики, артисты, музыканты – вместе мы старались сделать красочный яркий спектакль, в котором каждый артист честно проживает свой образ и зритель эмоционально подключается к происходящему на сцене, — подвёл итог большой работы Юрий Смекалов.
Что случается не так уж часто, у балета «Пахита» сложная и интересная сюжетная основа. Французский драматург Поль Фуше, к слову, родственник великого Виктора Гюго, сочинил оригинальное либретто, следуя моде на цыганскую тему. Писатель опирался на новеллу Мигеля де Сервантеса, написанную испанцем в начале XVII века, существенно её переработал, сделав акцент на истории любви цыганки Пахиты. Романтический сюжет увлёк композитора Эдуарда Дельдевеза, который тут же написал партитуру для балета.
В 1847 году «Пахиту» поставил в Париже хореограф Жозеф Мазилье. Уже через год молодой Мариус Петипа создал свою хореографическую интерпретацию на сцене Императорского балета в Санкт-Петербурге. В 1848 году с «Пахитой» познакомились москвичи. В 1881 году Мариус Петипа пересобрал хореографию балета, расширив спектакль до трёх действий и включив в него знаменитое финальное Гранд-Па — композицию из танцев, позволившую блистать легендам Императорского балета.
Хореограф Юрий Смекалов не стал копировать творенье Мариуса Петипа, а создал свою версию, опираясь на первоисточник — ту самую новеллу Сервантеса «Цыганочка».
— Сюжет в прежнем спектакле, который шёл в Петербурге в середине XIX-начале XX века был построен на конфронтации испанцев и французов, — рассказал Юрий Смекалов. — На мой взгляд, актуальная для своего времени история, сегодня не так интересна. Поэтому мы её переформатировали.
Музыкальная партитура «Пахиты» построена на музыке Эдуарда Дельдевеза, Людвига Минкуса и Рикардо Дриго (в авторской редакции Юрия Смекалова). Большое внимание уделено реконструкции знаменитого Гранд-Па, которую осуществил Юрий Бурлака, соединив сочинения балетных композиторов XIX века: Адольфа Адана, Жана-Мадлена Шнейцхоффера, Рикардо Дриго и Цезаря Пуни.
— Основной задачей было, чтобы Гранд-Па не стал отдельным номером, этаким «балетом в балете», а постепенно «вызревал» на протяжении всего спектакля, обретая особую художественную ценность и смысл, — подчеркнул хореограф.
В целом изменился темпоритм балета. Как отметил Юрий Смекалов, сегодня невозможно не учитывать влияния на людей новых медиа, быстрой смены картинки, что вырабатывает такую особенность восприятия, как клиповое мышление.
— Поэтому чтобы зрителю не было скучно, мы добавляем спектаклю динамики и юмора, используем, пусть и немного наивные, но всё-таки работающие сценические приёмы, —отметил постановщик. — Например, проверенный трюк с конём, когда его в соответствующем костюме изображают два артиста, галопом скачущие по сцене.
Рассказанная в балетном спектакле история наполнена сюжетными ходами, напоминающими телесериалы. Здесь есть и похищение цыганами девочки из благородного семейства, которую они хотят ради заработка превратить в танцовщицу. Есть история любви молодого дворянина и офицера Андреса к выросшей танцовщице, выступающей на городской площади Мадрида. Есть испытание чувств: влюблённый кабальеро должен оставить полк, переодеться в цыганскую одежду и странствовать с табором два года. Есть драматический поворот, когда Андресу, защищая свою честь со шпагой в руке, приходится смертельно ранить обидчика. Есть тюрьма, освобождение, выяснение благородного происхождения Пахиты и, конечно, пышная свадьба в финале. И всё это в невероятной красоты декорациях (художник-постановщик Андрей Севбо), в костюмах, воссоздающих аристократические наряды величественной Испании, и в обжигающем красками цыганском колорите (художник по костюмам Елена Зайцева).
Оркестровое сопровождение спектакля — результат работы дирижёров Алексея Василенко и Тимура Абсалутинова.
В спектакле заняты два состава артистов Театра оперы и балета. Роль Пахиты исполняют Диана Кустурова и заслуженная артистка Воронежской области Марта Луцко. В роли Андреса – заслуженные артисты Воронежской области Иван Негробов и Михаил Ветров. Также в спектакле заняты Максим Данилов, Мария Стец, Юмико Накагава, Тагир Мустафаев, Ацунори Ота. Вместе с ними на сцену выходят более 20 воспитанников Воронежского хореографического училища. Восемь пар девочек и мальчиков исполняют мазурку и четыре пары – полонез.
Коллектив Театра оперы и балета не без гордости сообщает, что на спектакль такой красоты и полыхающей страсти впору, как на романтическое свидание, приглашать любимых.
— Постановщики, артисты, музыканты – вместе мы старались сделать красочный яркий спектакль, в котором каждый артист честно проживает свой образ и зритель эмоционально подключается к происходящему на сцене, — подвёл итог большой работы Юрий Смекалов.