Воронеж обеспечивал огромную страну новогодними масками: кто их создавал и сколько они стоят сейчас
Детский утренник возле ёлочки, новогодний вечер на предприятии, праздник в Доме культуры – ни одно из этих событий в СССР не обходилось без карнавальных масок. Милые зверюшки из русских народных сказок – Заяц, Лиса, Волк, Медведь, литературные герои – Чиполлино, Айболит, Бармалей и многие другие персонажи становились частью новогодних костюмов и доставляли радость детям и взрослым. Маски изготавливались на нескольких предприятиях страны – изначально вручную, из папье-маше, позднее – методом штамповки из мягкого картона. Стоили недорого – меньше одного рубля, продавались в отделах детских товаров и на новогодних базарах.
Творческая работа
– Мастерская по изготовлению масок работала и в Воронеже, рядом со стадионом «Динамо», – рассказывает коллекционер Катерина Алешникова. – Я узнала о её существовании случайно, познакомившись с Галиной Ивановной Белопотаповой, которая трудилась там, начиная с 70-х годов и вплоть до закрытия цеха в 90-е годы XX века.
Мастерская принадлежала Спорткомбинату Воронежского областного совета «Динамо» и заметно выделялась на фоне других подобных предприятий своим ассортиментом и ещё количеством производимых масок. Славилась изготовлением, как самых распространённых персонажей, так и штучного товара - сложных в исполнении фактурных масок.
– Работали в мастерской, в основном, женщины, – продолжает Катерина Алешникова. – Большинство из них не имело художественного образования. Галина Ивановна, например, до прихода в цех была маляром – для женщины тяжёлый труд. В мастерской ей понравилось гораздо больше – работа несложная, да ещё и творческая.
Чем ближе Новый год, тем больше заказов поступало на предприятие. Обеспечивали масками огромную страну, вплоть до самых дальних её уголков. Плюс надо было успеть сделать маски для своих родных и друзей. Однако никто из работников не роптал – трудились азартно и с выдумкой. Некоторые маски повторяли оригиналы, подготовленные художниками фабрики «Ленигрушка» в Ленинграде. Коты и Собачки, Медведи и Зайчики, Клоуны, Факиры – десятки узнаваемых персонажей. Но были у воронежцев и свои удачные разработки – Барон Мюнхгаузен, Мушкетёр, Старик Хоттабыч, Алёнушка, Арлекин, Поварёнок, Обезьянка, Попугай, Лягушка.
Как рождалась маска? Вначале создавался её эскиз. Затем изготавливались гипсовые формы. «Лепщицы» делали копии из папье-маше (бумага, клейстер). Полученные заготовки расставляли на полках, просушивали бытовыми электрообогревателями. У высохших масок обрезали края, пробивали глаза и рты. Шпаклевали. Далее заготовки грунтовали раствором, состоящим из олифы, мела и столярного клея. Затем «разрисовщицы» расписывали маски, сверяясь с образцами. После просушки изделия покрывали бесцветным нитролаком. Наконец приклеивали к маскам этикетки и прикрепляли резинки.
– Когда отошли от полностью ручного труда, появились прессы, под которые клали жидкий картон, – замечает наша собеседница. – Получались более тонкие маски абсолютно стандартного размера.
Штучный экземпляр
В коллекции Катерины Алешниковой несколько сотен масок. Самый большой интерес представляют те,что сделаны вручную. Зачастую они буквально неповторимы.
– Вот Баба Яга, – показывает наша собеседница коварное «личико» маски. - Только посмотрите, как она мастерски изображена: прорисована каждая морщинка, виден характер. Чувствуется, с каким настроением её создавали. Возможно даже её касались руки легенды воронежской мастерской – художника-бутафора Сергея Нюхина.
История жизни Сергея Нюхина достойна отдельного рассказа. Его отец- представитель старейшего дворянского рода, полный георгиевский кавалер Георгий Кузовлёв в годы гражданской войны был расстрелян большевиками. Мать Мария Федоровна после смерти мужа осталась с тремя детьми на руках. Позже вышла замуж за рабочего Митрофана Прохоровича Нюхина, который и дал пасынку новые отчество и фамилию.
Сергей закончил только среднюю школу, специального художественного образования не получил. Его мама хорошо рисовала, выкладывала из цветов портреты вождей на клумбах в одном из Воронежских домов отдыха. Сергей с детства прекрасно рисовал, а особенно хорошо – лепил. Ещё до Великой Отечественной войны стал работать бутафором в Воронежском театре музыкальной комедии. Несчастный случай сделал его инвалидом. В 50-е годы Сергей начал работать в только что открывшейся мастерской Спорткомбината. Из-за инвалидности не всегда слушались руки. Но его невероятную фантазию было не остановить. Именно Сергей Нюхин придумал яркие образы для масок Бабы Яги, Царя Салтана, Хоттабыча, Грустного клоуна.
– Царь Салтан сегодня – очень редкая маска, за которой охотятся столичные коллекционеры, - отмечает Катерина Алешникова. – На изготовление и раскрашивание зайца или щенка уходило меньше времени и меньше краски. А чтобы вылепить человеческое лицо, да ещё придать ему какую-то эмоцию, надо было больше потрудиться.
На сайтах коллекционеров цена подобной штучной маски доходит до нескольких тысяч, в то время как многотиражного котика можно купить за 300 рублей. А, кстати, не самую сложную маску можно попробовать сделать самому.
– Провожу мастер-классы, где вначале знакомлю детей с историей создания новогодней маски, – заключает Катерина Алешникова. – А затем предлагаю попробовать себя в качестве художников – раздаю заготовки, которые ребята могут раскрасить по образцу или согласно своей фантазии. Радость неописуемая! Особенно, когда к процессу присоединяются взрослые, с удовольствием вспоминающие свои новогодние утренники.