Воронеж КУЛЬТУРА

Воронежцы оценили сайт-специфик оперу с шумами города и гудками электричек

Воронежцы оценили сайт-специфик оперу с шумами города и гудками электричек

Источник: tv-gubernia.ru
Одним из самых необычных и масштабных перформансов XI Платоновфеста стала опера «Жители родного города» по одноименному рассказу Андрея Платонова, которая прошла на вокзалах "Воронеж-Курский" и «Воронеж-1». Автор - московский проект "Геометрия звука". Устраивали перфоманс ночью, специально, чтобы не мешать движению поездов. Отправная точка — Курский вокзал. Под покровом ночи участники перфоманса направляются к перрону, где их ждет электричка — как портал из знакомого города в совершенно иной Воронеж. Пассажиры занимают свои места в вагонах. В предвкушении необычного путешествия люди разговаривают, много шутят. Алексей Платонов, Кристина Матвиенко: – Уже одно то, что здесь целая перформативная электричка — это интересно. Но в электричках мы едем часто. Вот с этими людьми не часто. Поэтому ощущения странные. Но ощущение создает путь. Электричка трогается. Внезапно появляются авторы перформанса — композитор Даниил Посаженников и художник Анна Кострикова. Зачитывая текст, они готовят участников к действу. Электричка прибывает на вокзал «Воронеж-1». На перроне стоят люди, лица которых, словно в фильме ужасов, подсвечены планшетами и фонариками. Это хористы театра оперы и балета. Они издают звуки, имитируя гудки. Им вторит аккордеон. Так начинается железнодорожная сайт-специфик опера, то есть опера, ориентированная на определенно место Тут в дело вступает ансамбль машинистов. Чтобы получилась такая железнодорожная музыка, пришлось задействовать несколько электропоездов, выставить их на определенном расстоянии друг от друга и написать каждому машинисту специальную партитуру. Впрочем, как и всем другим перформерам. Чтобы попасть на вокзал, зрители проходят через подземный переход, где видят бабушек, которые продают цветы - они тоже часть перфоманса. Происходящее чем-то напоминает квест. Тем временем в центре зала ожидания начинает играть необычный ансамбль: скрипка, арфа, мандолина и большой барабан. Потом вступают тромбон, тамтам и пианино. Всё вместе создает эффект техногенного эха города. Музыканты используют нетрадиционную манеру игры и странные инструменты. Например, не барабанные палочки, а так называемый «супер-бол» Мирослава Тырина, участник проекта «Геометрия звука»: – Мы сделали из попрыгунчиков и больших спиц этот инструмент, с помощью него можно создавать вибрацию на большом барабане. Елена Юденкова, зритель: – Именно воспроизведены были точно вот как на улицах происходит. Вот мы по улице идем каждый день и слышим — то сигнализация сработала, то крики, шум. Именно про городскую среду. Набор звуков порой напоминает саундтрек к фильму жанра хоррор. К инструментам добавляются голоса: народные из ансамбля «Воля» соединяются с академическими. Руководит всем железнородорожным ансамблем главный хормейстер Воронежского оперного Ольга Щербань. Ольга Щербань, главный хормейстер Воронежского театра оперы и балета: – Для нас это было ново. В любом случае это очень интересная музыка. И артистам хора, и мне это очень понравилось. Новый материал, новая подача. И мы такого не делали. Поэтому для нас это было открытие. И, конечно, это расширяет. И вообще для музыканта это важно, чтобы мы не топтались на месте, а шли вперед. Ксения Романова, артистка хора Воронежского театра оперы и балета: – Это все было через протест. Принятие через протест. Это и для уха сложно, и для речи сложно, и для мозга сложно. Большая партитура, за всем нужно следить, нужно просчитывать. Это отличается от классического написания музыки, которую мы привыкли слушать. Никакого диапазона между исполнителем и зрителем. Прослойки свободной нет, и воздуха нет, как будто бы мы исполняем музыку вместе со зрителем. Здание вокзала создатели перфоманса назвали храмом. Действительно, музыка местами чем-то неуловимо походила на католическую мессу. А подсветка напоминала военные прожекторы. Даниил Посаженников, композитор-постановщик: – Тот город будущего, о котором Платонов мечтал, это наше с вами настоящее. Всё воскресло. Всё появилось вновь. Но мы не можем это прочувствовать. Нам нужно заново свои глаза повернуть, чтобы на это посмотреть, и мы поняли, что вокзал – это точка входа в город, и что будет, если заново приехать в этот город, как город будущего, как город Платонова, который он представлял. Марина Демченко, художник: – Сам акт вызывает эйфорию какую-то, и это очень мощное впечатление. И много мыслей, переживаний просто про людей, которые проходят через этот вокзал постоянно, которые оказываются случайно в одном городском пространстве, сходятся. Про пересечение судеб, жизней. Тут и шуршащие пакетики, и шаги, голоса, куртки. Тут раскрылся звуковой фон города на полную. Всё это создавало полифонию. Цель этого перфоманса, говорят его авторы, научить людей слышать симфонию звуков города, прислушиваться к тому, что происходит здесь и сейчас. Ведь в этом есть своя особая красота и гармония.