Воронеж КУЛЬТУРА

Три спектакля и перформанс. В чём изюминки воронежских постановок, претендующих на театральную премию «Золотая маска»

Три спектакля и перформанс. В чём изюминки воронежских постановок, претендующих на театральную премию «Золотая маска»

Источник: tv-gubernia.ru
Эксперты национальной театральной премии «Золотая маска» сезона 2020-2021 гг. выбирали номинантов из числа премьер, выпущенных с 1 августа прошлого года по 31 июля 2021-го. В этом году театральный Воронеж представлен в 13 номинациях. Имена лауреатов объявят на церемонии вручения премии, которая состоится в апреле следующего года на сцене Музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко в Москве. Рекорд оперы «Свадьба Фигаро» Больше всех - 6 номинаций - у оперы «Свадьба Фигаро» Моцарта по мотивам пьесы французского драматурга Пьера-Огюстена Бомарше «Безумный день, или Женитьба Фигаро». Её поставил в Воронежском театре оперы и балета художественный руководитель Камерного театра Михаил Бычков. Эксперты оценили его труд, а также работу лауреатов национальной театральной премии «Золотая маска» прошлых лет - дирижёра Феликса Коробова, художника Алексея Вотякова и художника по свету Ивана Виноградова. Партию Графини Альмавива в «Свадьбе Фигаро» исполнила солистка Музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко, лауреат международных конкурсов Наталья Петрожицкая, партию Керубино - Екатерина Лукаш, а партию Фигаро - ведущий солист Воронежского театра оперы и балета Алексей Тюхин. Они также попали в число номинантов на престижную театральную премию. Премьера спектакля состоялась 30 мая 2021 года. Зрителям предложили новаторский взгляд на классику: сюжет «Фигаро» – перенесён в исторические реалии XX века. Традиционная постановка «Фигаро» это всегда напудренные парики, пышные кринолины, нарядные камзолы. Здесь этого нет. Вместе с тем опера исполняется на итальянском языке, а для удобства зрителей сопровождается титрами. За «Золотую маску» воронежской опере придётся побороться с ещё одной «Свадьбой Фигаро», которую поставили в Нижегородском театре оперы и балета. Постановки «сразятся» сразу в 5 номинациях. «Двенадцатая ночь» в традициях площадного театра Шекспировская «Двенадцатая ночь» Никитинского театра отмечена в трёх номинациях. На приз претендуют режиссёр Юрий Муравицкий и художник по костюмам Ваня Боуден. Также постановка может получить награду как лучший драматический спектакль малой формы. Никитинцы сыграли пьесу Шекспира в традициях площадного театра — убрали «четвёртую стену» и пустили зрителей внутрь действия. На глазах у них актёры гримируются и переодеваются, получают роли, причём делают это каждый раз методом жеребьёвки, и в этом — главная «фишка» постановки. Декораций почти нет. А взаимозаменяемость актёров рождает массу импровизаций и весёлых моментов. Всё это позволяет играть спектакль как в театре, так и на улице. «Плот Медузы»: морская катастрофа языком танца Спектакль танцевальной труппы Камерного театра «Плот Медузы» включён в номинацию «Современный танец/Спектакль». Также на приз в номинации «Балет – современный танец/Работа балетмейстера-хореографа» претендует создатель постановки Павел Глухов. Впервые «Плот Медузы» был показан на Платоновском фестивале искусств. Замысел спектакля подсказала одноимённая картина французского художника Теодора Жерико, написанная в 1819 году. Поводом для её создания послужила реальная морская катастрофа – после крушения фрегата «Медуза» пассажиры и экипаж корабля в течение двенадцати дней спасались на плоту в открытом море. Хореограф Павел Глухов взял за основу этот сюжет, однако выстроил вокруг него свою историю. Получился яркий и зрелищный спектакль, передающий разницу характеров и энергетики персонажей. «Новая земля» для людей из будущего В номинацию «Современный танец/Спектакль» включён подготовленный для Платоновфеста перформанс «Новая земля». В списке претендентов на победу в номинации «Балет – современный танец/Работа балетмейстера-хореографа» – его постановщица Анна Щеклеина. В перформансе отражено стремление Андрея Платонова к космосу, предчувствие прекрасного высокотехнологичного и гармоничного мира. Танцовщики в комбинезонах напоминают космонавтов и крестьян одновременно, они – люди будущего. Действие дополняется репликами из произведений Платонова, в которых звучат мечты о будущем и передаётся его уникальное ощущение природы. «Золотая маска» была учреждена в 1993 году Союзом театральных деятелей РФ как профессиональная премия за лучшие работы сезона во всех видах театрального искусства - драма, опера, балет, современный танец, оперетта/мюзикл, театр кукол. Всего по итогам сезона 2020−2021 на «Золотую Маску» претендуют 81 спектакль и 67 театров, также объявлены 290 частных номинаций. Спектакли-номинанты станут участниками фестиваля «Золотая маска» в 2022 году. Отдельные постановки покажут в рамках программы «Золотая маска в кино». Кроме того, некоторые постановки провезут по регионам – такая программа, в том числе, запланирована и в Воронеже. «Театральная культура Воронежа находится на подъёме» Театральный критик Бронислав Табачников: – «Свадьба Фигаро» - не традиционно решённый спектакль. Очень хорошая работа как в режиссёрском плане, так и в музыкальном и, конечно, в плане оформления. Поставлена опера, с одной стороны, по-современному, с другой стороны – с огромным пиететом к творчеству Моцарта. В целом же то, что Воронеж постоянно присутствует в лонг-листе общенациональной российской премии, говорит об общем подъёме театральной культуры в нашем городе. Это приятно. Ведь отбирают опытные, зрелые и весьма придирчивые критики. «Наш спектакль получился максимально необычным» Художественный руководитель Никитинского театра Борис Алексеев: – Для негосударственного и при этом нестоличного театра два года подряд быть номинированным на «Золотую маску» - случай уникальный (в прошлом году в шорт-лист фестиваля попала постановка «Чернобыльская молитва» - авт.). Не каждому молодому коллективу выпадает такой шанс. Это говорит о том, что мы движемся в правильном направлении. Почему эксперты остановили свой выбор на спектакле «Двенадцатая ночь»? Думаю, потому, что он получился максимально необычным. Так никто никогда не делал. По сути, мы играем шекспировский театр, добавив интересный нюанс – о своих ролях артисты узнают на самом спектакле и играют каждый раз абсолютно другой спектакль. Это в хорошем смысле слова авантюра и маленький подвиг для каждого актёра. Кто из воронежцев получал «Золотую маску» в разные годы Воронежское театральное искусство впервые отметили «Золотой маской» в 2001 году — лауреатом премии стала актриса Камерного театра Татьяна Кутихина за роль Москалевой в спектакле «Дядюшкин сон». В 2008 году «Золотой маской» в номинации «За честь и достоинство» была награждена актриса Воронежского академического театра драмы им. А.Кольцова Римма Мануковская. В 2015 году лауреатом специальной премии жюри драматического театра и театра кукол стал спектакль Воронежского Камерного театра «День города». В этом же году министр культуры Владимир Мединский наградил «Золотой маской» за поддержку театрального искусства в России бывшего губернатора Воронежской области Алексея Гордеева. В 2017 году артист воронежской драмы Анатолий Гладнев получил специальную премию «За выдающийся вклад в развитие театрального искусства». А в 2019 году обладателем «Золотой маски» в номинации «Лучший актёр» стал Камиль Тукаев из Воронежского Камерного театра. Триумфальной для артиста оказалась роль Креона в спектакле «Антигона». В том же году уроженец Воронежа Вячеслав Лопатин получил главную театральную премию в категории «Лучшая мужская роль в балете/современный танец» за работу в постановке «Нуреев» Большого театра. В прошлом году лауреатом «Золотой маски» стала художник по свету Камерного театра Татьяна Мишина за световое оформление постановки хореографа Павла Глухова «Зеркало».