Воронеж КУЛЬТУРА

Директор Воронежского концертного зала Юрий Смышников: «Нашу мощную русскую культуру нельзя отменить»

Директор Воронежского концертного зала Юрий Смышников: «Нашу мощную русскую культуру нельзя отменить»

Источник: tv-gubernia.ru
Мятущийся Зилов из спектакля Вампилова «Утиная охота», легендарный Тартюф из одноимённой пьесы Мольера, важный господин Городулин из премьерного спектакля «На всякого мудреца довольно простоты» по пьесе Островского – у воронежских театралов эти образы прочно связаны с одним из ведущих актёров Воронежского государственного академического театра драмы имени А. Кольцова Юрием Смышниковым. О своём понимании профессии, ответственности перед зрителем и страной артист рассказал в интервью «TV Губернии». «Важно проникнуть в сердце каждого зрителя» – В 2022 году изменилась наша жизнь, а вместе с ней отношение к тому, что важно, а что второстепенно. Ожидания от спектаклей, концертов, тех слов, которые произносятся со сцены, стали другими. Вы замечаете это по своему зрителю? – Когда служишь родной сцене почти четверть века, безусловно, становишься психологом. Сначала у нас была пандемия. Спектакли переходили в режим онлайн. Зрители страшно скучали, с нетерпением ждали возвращения в театр и хлынули в него, как только сняли ограничения. Затем случилось 24 февраля. Я очень хорошо его запомнил, потому что это мой день рождения. После объявления начала спецоперации первый спектакль, а это была комедия, играл с ощущением пустого зала. Стояла непривычная тишина: люди не понимали, что происходит, находились в каком-то замешательстве. Но, как было написано на кольце у царя Соломона: «И это проходит». Довольно скоро пришло понимание и принятие ситуации. – Знаю, что вы непосредственно откликнулись на эти события. Расскажите об этом. – Я из семьи военных. Это наложило серьёзный отпечаток на моё воспитание, отношение к жизни. Люблю свою страну, землю, на которой вырос. Люблю людей, которые меня окружают. Точно понимаю, что никогда не смог бы жить в другом месте, вдали от своих родных. Безусловно, это отражается на всём, что делаю. Летом мне предложили съездить в Мариуполь для вручения наград освободителям города. На небольшой сцене на улице Азовстальской, как раз напротив завода «Азовсталь», проходила церемония, и мне довелось её вести. Это был опыт общения с людьми, которые прошли через нечеловеческие испытания. Мы с ними не просто в разных жизненных ситуациях, мы – в разных мирах. Только там понимаешь, что самое главное в жизни, пересматриваешь то, что прежде казалось ценным. – Воронеж активно поддерживает участников СВО. Резонансным событием стал большой концерт в поддержку мобилизованных, а вам предложили его провести. Сразу согласились? – Ни секунды не раздумывал. Написал сценарий, выступил в качестве режиссёра и ведущего. В результате получился атмосферный спектакль, который помог людям почувствовать, чем живёт и дышит народ Донбасса. Мне важно было передать их боль, проникнуть в сердце каждого зрителя, чтобы мы стали с ними более близки и солидарны. – В декабре вы вышли на сцену в роли судьи Городулина в премьерном спектакле Островского «На всякого мудреца довольно простоты». Обращение к русской классике трогает сегодняшнего зрителя? – И зрителя, и творческий коллектив театра. Островский, Чехов, Булгаков – это  литература, которую любят и уважают как внутри страны, так и за её пределами. И даже сегодня, когда за границами пытаются отказаться от всего русского, не может случиться никакой отмены нашей мощной культуры. Те, кто так поступает, уже показали, насколько они морально бедны. Русская классика на театральной сцене — всегда радость, потому что есть предвкушение прикоснуться к чему-то замечательному, получить удовольствие от работы с великолепным материалом. Мне по душе подход режиссёра Владимира Петрова – он смог ярко, доходчиво и в то же время с интересными техническими нюансами показать мир Островского зрителю, и при этом его удивить. Мой персонаж Иван Городулин – юрист, судья, любитель женщин. У него есть свои слабости, которые охотно использует главный герой – небогатый дворянин Егор Глумов. Психологически интересно играть человека по природе настолько самовлюблённого, что он не может различать правду и лесть. Тема вне времени. Как и любая история, рассказанная в пьесах Островского.  «Сын окончательно и бесповоротно влюблён в профессию» – Родители не мечтали, чтобы вы получили военное образование? – Папа был уверен, что это единственно верный путь. Идею моего поступления в Воронежский институт искусств поддержала мама. Хотя есть доказательства, что мой интерес к творчеству не такой уж случайный. Папа — Анатолий Павлович — с юности пишет стихи, прозу, чудесно рисует. В институте я попал на курс режиссёра Воронежского театра драмы Анатолия Иванова. Для меня он был не просто педагог, а тот человек, которого в душе всегда называю батя. Он был с нами предельно честен и строг. Первые два курса каждый день начинал с вопроса: «Вы хорошо подумали при выборе своего пути?» Давал понять, что актёрская профессия требует адского трудолюбия и терпения. Об этом я всегда напоминаю сыну. – Ваш сын Севастьян играет на сцене Московского театра Олега Табакова. Сегодня мы уже можем говорить об актёрской династии Смышниковых? – Согласен с Олегом Табаковым, который как-то заметил, что «актёрством надо заниматься сызмалу». Поэтому, когда сын заговорил об актёрской профессии, я предложил Севе попробовать себя в колледже при Театре Табакова, куда можно было поступить после 9-го класса. Из 1500 тысяч претендентов туда набирали 24 человека, и один из них – Севастьян. Учёба для него стала полным погружением в творческую среду, постоянным диалогом с мастерами, которые днём преподают, а вечером сами выходят на сцену. Через год сын окончательно и бесповоротно влюбился в профессию. На 4-м курсе (впервые за всю историю колледжа) он как режиссёр поставил спектакль по прозе Леонида Андреева. Севастьян третий год служит в труппе Театра Олега Табакова. Исполнил главные роли в спектаклях «Бумбараш», «Схватка». Сейчас репетирует в постановке по рассказам Шукшина, в спектакле «Смертельный номер», который ставит художественный руководитель театра Владимир Машков. – Теперь говорите с сыном на равных, как коллега с коллегой? – У нас есть традиция. Перед спектаклем сижу здесь, в гримёрке. Вдруг – раз! – от сына приходит смс с пожеланием хорошего спектакля. В это же время он в Москве выходит на сцену. Уже в антракте снова обмениваемся сообщениями с фотографиями. Вижу на экране мокрое от пота лицо сына и подпись: «Привет от Бумбараша!». Снимаю себя в гримёрке, посылаю в ответ свой «Привет от Макса!» – персонажа спектакля «Наши жёны». Досье «TV Губернии» Юрий Смышников окончил Воронежскую государственную академию искусств в 1998 году, в труппе драмтеатра – с 1996 года. Лауреат областного конкурса «Итоги сезона-2008–2009» за роль Зилова в спектакле «Утиная охота» Вампилова. Победитель ХХIХ международного фестиваля «Липецкие театральные встречи» за роль Тартюфа в спектакле «Тартюф» Ж.-Б. Мольера. Лауреат областного конкурса «Браво-2016/2017» в номинации «Актёр сезона» за роль Лопахина в спектакле «Вишнёвый сад» А. П. Чехова. Заслуженный артист Воронежской области (2017 год).