Воронеж КУЛЬТУРА

Воронежские театралы увидели столичную постановку по роману «Доктор Живаго»

Воронежские театралы увидели столичную постановку по роману «Доктор Живаго»

20:55 12 сентября 8722 Пожаловаться на новость
Источник: tv-gubernia.ru
За пять с половиной часов прожить наиболее судьбоносные и драматические события первой половины прошлого века. В столице Черноземья прошли показы самой ожидаемой постановки осенней части XII Платоновфеста — спектакля «Доктор Живаго» по одноименному роману Бориса Пастернака. «Жизнь прожить — не поле перейти». Эти пастернаковские строки рефреном звучат весь спектакль. На сцене ВКЗ — роман «Доктор Живаго» в постановке Евгения Каменьковича, худрука московского театра «Мастерская Петра Фоменко». Жанр режиссер определил как «игра в людей». С одной стороны, это стало своего рода страховкой, поскольку персонажей много, и артистам приходится играть по несколько ролей. Но с другой стороны, в роковое и переломное начало ХХ века «с каждым случилось по две революции: одна своя, личная, а другая — общая». Евгений Каменькович, режиссер, заслуженный деятель искусств РФ, художественный руководитель театра «Мастерская Петра Фоменко» (Москва): — Самая главная была задача (поскольку в романе и в инсценировке много ужасов и много тяжелого) — все-таки всегда в конце оставлять свечку. А у Пастернака — это уж свеча горела впрямую. И основной смысл этого романа — что Живаго, несмотря на все ужасы — каким-то остается удивительно светлым человеком, когда в нем рождается поэт. Или был он поэтом с самого начала... В спектакле, как и в самом романе, судьбы постоянно скрещиваются, и это даже не любовные треугольники, а многоугольники, существующие на фоне драматических событий первой половины ХХ века. В «Докторе Живаго» Пастернак показал судьбу целого поколения русской интеллигенции. Писатель не раз менял название произведения, одним из вариантов была версия «Смерти нет». Однако в постановке она незримо и неотступно следует за героями по пятам. За пять с половиной часов спектакля актеры и зрители проживают целую жизнь вместе с героями. И если Живаго — это своего рода Христос, то Павел Антипов — революционер, Патуля Стрельников — его противоположность. Для актера Юрия Титова эта роль — настоящий подарок. Юрий Титов, актер театра «Мастерская Петра Фоменко» (Москва): — Мой герой начинает свою историю от юного гимназиста, который безумно влюблен в Лару, а заканчивает спектакль тем, что это разочаровавшийся вояка, революционер, который понял, что он шел не по тому пути, по которому должен идти, и те сцены, которые у меня есть, они позволяют (дай бог, хватает на это сил) показать эту градацию, разницу состояний актерских: в начале юный, молодой, а в финале разуверившийся, отчаянный человек, который потерял все. Роль гимназистки, соблазненной стареющим адвокатом, а впоследствии жены Павла Антипова и главной любви Юрия Живаго, исполняет Ольга Бодрова, дочь Сергея Бодрова-младшего, выпускница режиссерского факультета ГИТИСа. На пресс-конференции она поделилась: при работе над постановкой открыла для себя это произведение в совершенно новом ракурсе. Ольга Бодрова, актриса театра «Мастерская Петра Фоменко» (Москва): — Спектакль мы собрали как лоскутное одеяло, который, на мой взгляд, получился очень светлым. Для меня открытие, что это произведение — не про мрак, а про свет, про любовь. Несмотря на то, что речь идет о тяжелых исторических событиях, что-то есть выше этого. Актеры признались: для них этот спектакль — своего рода испытание, главная радость в котором — что зритель, захваченный действием, остается до конца. Евгений Каменькович, режиссер, заслуженный деятель искусств РФ, художественный руководитель театра «Мастерская Петра Фоменко» (Москва): — Хотелось, чтобы был весь роман, но это невозможно и у нас одна по-настоящему была проблема: мы не смогли это вместить в три часа, у нас были версии и 7, и 8 часов, наша — на пять с половиной часов версия. На данный момент, для этой группы людей — мы это увидели так. Екатерина Смирнова, актриса театра «Мастерская Петра Фоменко» (Москва): — Как раз в этой долготе, продолговатости и есть магия и как раз жизнь. Тем более, в современном, скоростном и скользящем образе жизни, когда мы переключаемся, это особую имеет ценность, смысл и глубину. Борис Пастернак создавал роман «Доктор Живаго» почти десять лет и считал его вершиной своего творчества. Путь произведения к читателю был непрост, впервые его издали на Западе, на итальянском языке. После «неудобную» книгу запретили в СССР, а номинацию на Нобелевскую премию, от которой впоследствии писателю пришлось отказаться, восприняли как «акт антисоветской пропаганды». Режиссер Евгений Каменькович уверен: несмотря ни на что, этот роман — на века, а смерть поэта в данном случае — ни что иное, как продолжение его вечной жизни. (16+)