Воронежский художник покажет свои работы на одной из главных ярмарок современного искусства
Его работы прошли отбор, в котором участвовало полторы тысячи заявок. Поговорили с Алексеем о конкуренции в искусстве, переосмыслении канонов школы и поиске аутентичности.
На Art Russia Fair Алексей выставляет свою серию «В гольф-клубе» — неожиданное экспрессионистское прочтение самого неживописного, как он сам выражается, вида спорта. Линейные формы, скудные пейзажи гольфа, на первый взгляд, сложно превратить в живописный материал. «Футбол и хоккей у нас писали все, от Дейнеки и Малевича. А гольф писать сложно. Но в то же время это неизученная тема, неизбитая, олимпийский вид спорта. Здесь интересная пластика, которая мало где есть, он не похож на другие виды спорта. И для меня было вызовом осмыслить эту тему в творчестве».
По словам художника, главное в гольфе — это эмоции. Они же — огромный источник вдохновения. Тема, как это часто бывает, выросла из хобби. Алексей уже девять лет играет в гольф и, как и многие авторы, начинал путь художника с изображения мира вокруг.
«Гольф — это одна из тех игр, в которых очень важно психоэмоциональное состояние. У тебя может быть идеальная техника, но выигрывает тот, кто максимально спокоен и сконцентрирован», — объясняет Алексей Саввин.
По его словам, этот спорт, с одной стороны, дает ему огромное количество материала для рефлексии, а с другой — вынуждает постоянно искать способы, как передать увиденные на поле эмоции и пластику тела живописными средствами. «Игра идет минимум пять часов, и все это время ты выстраиваешь на поле какие-то отношения, переживаешь за других игроков, соревнуешься с ним. Бывают этапы игры, когда ты просто ждешь и наблюдаешь за людьми, их эмоциями, повадками. Это очень вдохновляет. У меня есть картина Traffic Jam, «Пробка» — она как раз про такое ожидание».
Гольф был темой дипломной работы Алексея в институте Сурикова еще в 2020, но спустя три года автор разрабатывает ее совершенно иначе. Если первые работы так или иначе были написаны под влиянием канона московской школы живописи — мрачноватые сложные оттенки, игра на нюансах — то спустя три года мы уже видим в той же серии гротескные контрастные сочетания и нереалистично яркие цвета. «Дипломную работу я делал в рамках школы, не мог реализовать себя полностью. Но с выпуска прошло три года, за это время я многое переосмыслил и пошел в яркую манеру. Стал выстраивать свои собственные отношения с цветом. Раньше живопись часто трактовали по канону: красный - это символ распятия, синий - символ жертвы, и так далее. В современном искусстве у каждого художника свой цвет, свои ассоциации, и я иду в свои цвета, не поддерживая классические коды живописи».
Серия «В гольф клубе» выполнена, в основном, акрилом — масло в ней встречается реже, потому что оно не дает такого яркого цвета. Художник говорит, что некоторые работы перекрашивал по несколько раз, искал нужный оттенок.
На другом полюсе от тем и приемов «серой московской школы» — современные американские художники: живописи и графики, посвященной гольфу, в США гораздо больше, чем в России, где всего 14 тысяч квалифицированных гольфистов. На пересечении школ и подходов — собственный стиль художника: в нем можно найти щепотку влияния московского концептуализма, приемы американского экспрессионизма, настроение поп-арта. Но в конечном счете на стыке рождается что-то свое.
— Когда я учился в бизнес-школе RMA, которая готовит арт-менеджеров и галеристов, — рассказывает Алексей Саввин, — меня зацепила мысль одного из лекторов. Он говорил, что многие пытались подражать западным художникам, но никто из подражателей знаменитым так и не стал — и, возможно, сейчас время оглянуться вокруг, покопаться в себе и найти что-то новое через призму своей культуры, выработать свои методы. Это то, что делаю я. Вот мое окружение, все, что у меня вокруг. Вот то, как я пытаюсь передать это другим, поделиться эмоциями. Вот что получается».