Воронеж КУЛЬТУРА

К международному Дню театра кукол воронежская труппа подготовила спектакль про Белого Бима

К международному Дню театра кукол воронежская труппа подготовила спектакль про Белого Бима

Источник: tv-gubernia.ru
Сегодня во всем мире отмечают международный День театра кукол. По этому случаю в воронежском «Шуте» дают спектакль «Белый Бим Чёрное ухо» (10+) – во многом символичный. Он – ровесник судьбоносного заседания Международного совета деятелей театра кукол, на котором и была установлена дата этого профессионального праздника. О людях, благодаря рукам которых неживое становится одушевлённым, рассказала «TV Губерния». Этот друг умеет не только давать лапу и лаять по команде, но и многое другое. Всё благодаря искусной работе главного художника Елены Луценко и артистов воронежского театра кукол. В самом разгаре репетиция спектакля «Белый Бим Чёрное Ухо». Перед актёром Григорием Вахрушевым стоит непростая задача. Григорий Вахрушев, актер Воронежского театра кукол им. Вольховского: – Обычно мы добавляем какой-то характер, и зачастую животные общаются друг с другом, как люди. Здесь же задача как раз наоборот. Поэтому приходилось много следить за животными, за собаками, за тем, как они общаются с человеком. Как они общаются друг с другом. Спектакль – живой организм, и каждый раз мы проживаем все события, которые происходят внутри. К слову, в апреле спектаклю «Белый Бим Черное ухо» исполнится 22 года. Столько же лет в нём играет актёр Михаил Каданин. Говорит, эта постановка – знаковая во всех смыслах. Михаил Каданин, актер Воронежского театра кукол им. Вольховского, заслуженный артист Воронежской области, режиссёр: – Это воронежское произведение, и все могут подойти к дому автора, Гавриила Николаевича Троепольского неподалеку от нашего театра. Там он жил, творил, и там родилось это произведение. Мне кажется, эта тема вечна – о любви, не только к животным, но и вообще о любви человека к тому окружающему миру, который вокруг нас всегда. – И я так понимаю, что только любовь к профессии может оживить куклы? – А в театре иначе никак нельзя. Работа артиста-кукловода – сложная и многогранная, но прежде всего командная. Нужно уметь справляться с нештатными ситуациями во время спектакля: и леску распутать, и коллегу, если что, подменить, и бесстрашно нырнуть в театральную яму. И, конечно, искусно управлять всеми возможными видами кукол, чтобы они были живыми и зритель верил. Дарья Сарычева, актриса Воронежского театра кукол им. Вольховского: – Здесь кукла управляется с помощью тростей, на руках тросточки. И здесь есть гапид, который мы кладем в ладонь, управляем телом. И также есть ещё машинка для поворота головы. Снимаем сначала кольца. Теперь правую руку упираем в гапид. Вверх не задираем – ну, это достаточно непросто, потому что надо ещё голосом вести куклу. Текст говорить и задачу выполнять. Куклам, особенно тем, которые задействованы в таких спектаклях-долгожителях, периодически нужна реставрация. Чем сейчас и занимается главный художник театра Елена Луценко. В её волшебных руках – Пиноккио. Трудно представить, но ему почти 30 лет. Елена Луценко, главный художник Воронежского театра кукол им. Вольховского, Заслуженный художник России: – Здесь приходится реставрировать голову, потому что уже продавилось папье-маше. И очень удобно это делать, папье-маше реставрировать, потому что поврежденную часть зачищаешь, снова заклеиваешь, грунтуешь и потом уже подписываешь маслом. И масляная краска даёт возможность, чтобы матовость у кукол была: плохо, когда кукла блестит. Есть в этом кабинете и первая кукла, которую сделала Елена Луценко: дед Щукарь, возраст которого перевалил за полвека. Существует такой тест: если куклу случайно бросить и она принимает естественную позу, а при этом кажется, будто что-то поменялось в мимике – значит, она живая. Елена Луценко, главный художник Воронежского театра кукол им. Вольховского, Заслуженный художник России: – Кукла – это инструмент, с помощью которого актер выражает то, что не может выразить драматический актёр. У драматического актёра нос же не может вырастать или уши ослиные! Мимика куклы зависит от ракурса куклы, от освещения и от того, как работает актёр. Он знает, при каком ракурсе какое состояние эмоциональное у куклы, и говорит определённый текст. Кукла — это всё-таки метафора. В бутафорском цехе вовсю кипит работа. К постановке готовится новый-старый спектакль «Сказки бабушки Корольковой» (4+). Премьера назначена на 12 апреля. Шьют, шлифуют, строгают и клеят специалисты разных поколений. Например, Александра Васильевна служит в театре кукол уже более полувека, передавая свой опыт новым сотрудникам. Сейчас колдует над очередной куклой. Александра Масловец, бутафор Воронежского театра кукол им. Вольховского: – Профессия наша очень интересная. Она всё время новая, одинаковых не бывает ни кукол, ни работ. Работы одинаковые бывают: шить, клеить папье-маше. Стараемся. Конечно, когда художнику не нравится – переделываешь по нескольку раз. К слову, в этом спектакле будет много сюрпризов для зрителей. В некоторые моменты рассказчицы станут вести куклу не только руками, но и головой. Александр Ечеин, художник-постановщик Воронежского театра кукол им. Вольховского, заслуженный художник России, член Международного союза кукольников: – Вот они надевают на голову «кику» – старое русское название головного убора – и кика появляется. Руки у неё свободные, работает с куклами одновременно – и плюс работает головой. Появляется кика и превращается в соседку. Вот такие персонажи у нас. Вот вторая кика, которая превращается в ещё одну соседку, поэтому лицо перекрываем, чтобы оно не мешало, а тут возникает голова... Лёгким движением руки шапка превращается в куклу. У артистов Воронежского театра кукол есть негласный ритуал – каждый раз перед работой обязательно подойти к Биму и поздороваться с ним. Впрочем, так же поступают и многие прохожие: трут нос или обнимаются с этим практически «живым» памятником. Ну а раз съемочная группа «TV Губернии» хоть ненамного, но окунулась в профессию кукольника, то мы не могли не поздравить с праздником всех причастных.