Воронежский театр оперы и балета представил новый фестивальный проект
Спектакли с испанским колоритом, мастер-класс по японскому методу и выставки. В Воронежском оперном прошёл первый совместный фестиваль народного артиста России Феликса Коробова и худрука Александра Литягина. Как это было – увидела TV Губерния.
Её ноги двигаются в такт кастаньетам, она живёт, разбивая сердца и словно бы скользя по лезвию. На сцене Воронежского оперного в образе роковой испанки – Юлия Непомнящяя. Репетиция в самом разгаре. Балет «Кармен-сюита» был поставлен по новелле Проспера Меримэ в 1967 году кубинским хореографом Альберто Алонсо специально для Майи Плисецкой, и партия эта стала для неё одной из лучших. В девяностых спектакль перенесли на воронежскую сцену.
Юлия Непомнящая, прима-балерина балетной труппы Воронежского театра оперы и балета, Заслуженная артистка Воронежской области:
– Для меня она – очень эмоциональная, очень живая и непредсказуемая женщина. Она меняется на протяжении всего спектакля, не может определиться, кто ей всё-таки ближе – Тореадор или Хозе. И в итоге сыграть неожиданную смерть – это очень сложно.
Аккомпанирует танцорам сводный коллектив из воронежских музыкантов и их коллег из камерного оркестра Московской консерватории, который возглавляет народный артист России Феликс Коробов. Повод встать за дирижёрский пульт в столице Черноземья – совместный фестивальный проект с худруком театра оперы и балета Александром Литягиным.
Феликс Коробов, главный дирижёр Московского Музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко, народный артист России:
– Посылом к фестивалю стали слова Левенталя, моего большого выдающегося друга о том, что «всем в жизни нужно делиться, особенно друзьями». Вот мы на этом фестивале и делимся. Это мой очень близкий круг общения и круг моих друзей.
От топота копыт пыль по полю летит. Однако здесь, в репетиционных залах, ни копыт, ни пыли, а только топот, но такой, что сотрясается все здание оперного. Впрочем, это не элемент испанского фламенко, а упражнение из страны восходящего солнца. Участники – оперные солисты. Ведёт мастер-класс по актерскому мастерству Нана Татишвилли – единственный в России педагог, обучающий по методу Тадаси Судзуки – основоположника современного японского театра.
Нана Татишвили, педагог, актриса, художник:
– Самое главное – активировать живую или, как говорит Судзуки, животную энергию, природную силу человека для того, чтобы обнаружить и свою аутентичность, и свою правду. Он действительно синтезировал многое. И боевые искусства, и техники традиционного театра, кое-что из балета... Там гремучая смесь всего.
Ещё одно интересное упражнение – на внимание, чувствительность и скорость реакции – с японскими мечами для фехтования кендо. Бамбуковая палка даёт резкий звук, на который артисты должны мгновенно реагировать и менять позу, застывая в ней. Нани обучалась этому методу в Японии у самого Тадаси Судзуки и даже играла в его театре.
Марина Безбородова, солистка оперной труппы Воронежского театра оперы и балета, лауреат всероссийских и международных конкурсов (сопрано):
– Это что-то необычное, многие из наших солистов раньше не пробовали делать такие упражнения. Трудно, но самое интересное, что мне понравилось – это работа над фокусом. Это помогает держать фокус внимания на определённом объекте – это самое главное, тогда ты становишься убедительным, как актёр. Донести нужно не только вокалом образ, но и своим телом, своим взглядом. Это работа над всем: физика, психика и актёрское мастерство.
Нана Татишвили, педагог, актриса, художник:
– Мы живём в дефиците энергии, в дефиците концентрации, мы живём, когда очень трудно досмотреть минутное видео. Поэтому это те навыки, которые очень нужны артисту, потому что артист на сцене не просто передвигается, а несёт своё мировоззрение. Для этого нужны физические силы, концентрация, способность довести своего персонажа из точки «а» в точку «б». И чтобы персонаж трансформировался. Для этого нужно серьёзное волевое усилие.
А в фойе можно было увидеть ещё одну ипостась Нани. Здесь расположился «Вернисаж на стульях» – так называется объединённая выставка Татишвили и Ивана Складчикова – главного художника Башкирского театра оперы и балета. Нани привезла из Москвы часть экспозиции под названием «Предлагаемые обстоятельства». А Иван – эскизы костюмов к трём спектаклям: «Садко», «Евгений Онегин» и «Конёк-Горбунок». Все они отражают разные стилевые направления и разницу между балетным и оперным костюмом.
Иван Складчиков, главный художник Башкирского академического театра оперы и балета, заслуженный артист Республики Башкортостан:
– Люди зачастую не понимают, что в оперном театре, в одном здании два капитально разных театра, которые живут совершенно по разным принципам. И оперный, и балетный костюм – это костюмы немножко с разных планет, хотя кажется – и то, и другое под музыку. Но одни люди поют, другие танцуют, поэтому костюм строится совершенно разным образом.
Идей у Феликса Коробова и Александра Литягина как минимум ещё на четыре фестиваля. А что касается нынешнего, то за три дня зрители смогли перенестись в знойные провинции Севилья и Ла-Манча благодаря балету «Дон Кихот» и трём совершенно разным постановкам «Кармен».