В воронежском художественном музее открылась выставка к 100-летию художника Зиновия Попова
«Без полутонов». В Воронежском музее имени Крамского начала работу масштабная выставка к 100-летию художника Зиновия Попова (0+). Второй по значимости проект года объединил более 200 живописных и графических полотен. Подготовили музейщики и образовательную программу, в которую вошли мастер-классы, лекции и тематические экскурсии.
Советские песни в исполнении мужского хора ART'o'dox как нельзя лучше отражают настроение картин. В музее имени Крамского начала работу выставка к 100-летию Зиновия Попова. Это второй по значимости проект года. В фондах музея хранится всего 15 работ этого самобытного художника. Поэтому выставку готовили, как говорится, всем миром.
Юлия Зайченко, директор Воронежского областного художественного музея им. Крамского:
– Коллектив трудился над выставкой вместе с фондом «Художники Воронежа». Работа велась больше года, и, конечно, для экспозиции собрали беспрецедентное количество работ – более двухсот графических полотен. В проекте приняло участие 23 музея, библиотеки и частные коллекции. Это действительно, невероятное количество работ.
Несмотря на то, что родился Зиновий Попов в Тамбовской области, как художник он реализовался именно на воронежской земле. Экспозицию музей составлял совместно с дизайнером Ириной Сатыгиной, с которой работал над другим масштабным проектом «Агитпоезд». Долго подбирали цвет стен. В итоге остановились на алом и бирюзовом, прекрасно оттеняющих картины, и в то же время подчеркивающих все детали в работах мастера, некоторые из которых посетители могут подробно рассмотреть через лупу, плюс послушать фрагмент беседы Зиновия Ефимовича со своей мамой.
Здесь представлена часть семейного уголка, где изображены родственники Зиновия Попова. Среди портретов, редкого для него жанра, – изображения двоих сыновей, которые приехали на выставку. Александр и Виктор сейчас живут в Воронеже. По стопам отца не пошли, выбрали для себя технические специальности, но всегда интересовались живописью.
Александр Попов, младший сын художника Зиновия Попова:
– Рисовать научился от него. Он показывал, я интересовался, когда посещал его мастерскую, тем более рядом она была, спрашивал мнение о работе – нравится/не нравится. Я делился своим мнением, в чём-то мы спорили с ним, в чем-то соглашались.
В семье художника хранятся около 40 работ небольшого формата, часть которых предоставили для выставки. Например, несколько «Крымских этюдов» – последняя серия работ художника, которые он написал в 1984 году.
Виктор Попов, старший сын художника Зиновия Попова:
– 40 лет прошло, а интерес к его картинам абсолютно не пропал, судя по наполнению зала. Эта выставка всколыхнула воспоминания. Он постоянно что-то зарисовывал. Это, наверное, специфика человека, который владеет такой профессией. Он сидит, телевизор смотрит, рисует: у нас все газеты были заполнены на полях какими-то зарисовочками.
Вырос в деревне. Наверное, поэтому душа всегда лежала к простым людям. С Зиновием Ефимовичем легко было общаться, он любил расспрашивать, наблюдать. Но при этом никогда ни под кого не подстраивался и имел своё мнение. Участник Великой Отечественной, не написал ни одной работы о войне, а лишь картины мирной сельской жизни.
Александр Бубнов, президент благотворительного фонда «Художники Воронежа»:
– Человек непростой судьбы, фронтовик, прошёл Великую Отечественную войну, непростые послевоенные годы и сохранил в себе детскую наивность, детскость, которая позволила ему прийти к собственному стилю.
Что касается манеры, то название выставки «Без полутонов» передаёт стилистику Зиновия Попова – с одной стороны, реалистичность, с другой – яркое декоративное начало. Лёгкое, прозрачное, свежее.
Валерия Меремьянина, старший научный сотрудник Воронежского художественного музея им. Крамского, куратор выставки:
– В жизни был прямым человеком, с одной стороны – застенчивым, скромным, жил правильной жизнью. В творчестве это хорошо видно. В его декоративных мажорных картинах чувствуется отсутствие полутонов. Яркость, красочность, эффектность. Ему посчастливилось, что он в своём творчестве смог обрести, в отличие от многих других художников, собственную узнаваемую манеру.
Его признавали коллеги. Василий Криворучко в своих дневниках писал: «Зиновий Попов – талантливый пейзажист». Работы активно выставлялись на республиканских выставках, хотя не очень тиражировались за необычный стиль. Художник разработал собственные приёмы фактурного письма, которые легко проследить на зимних пейзажах.
Андрей Козлов, коллекционер:
– Я слышал много вещей, но больше всего мне запомнилось, что он стиральный порошок добавлял в краску, в масляную, чтобы сделать более объемно, фактурно, создать естественность, узнаваемость некую, ощущаемость, осязаемость этого снега. Как коллекционер я могу сказать, что Зиновий Попов очень редок. В 1990-е годы его просто массово вывозили арт-дилеры – американские, английские.
В незамысловатых мотивах его картин чувствуется тихое празднование жизни. Наверное, поэтому экспозиция получилась по-семейному душевной, позитивной, согревающей и поднимающей настроение. Как дымковские игрушки, разрисовывать которые Зиновий Попов любил на досуге.