В воронежском театре показали спектакль о юношеской любви композитора Сергея Рахманинова
Рахманинов по Новому. В Воронежском Новом театре среди зимы распустилась сирень. А это значит – состоялась премьера спектакля-воспоминания о юности великого русского композитора. Историю любви Рахманинова труппа представила в привычном для себя авторском мультижанровом формате – это сплав пластики, драмы и хореографии. В этот к ним раз добавились живая музыка и даже театр кукол.
В воздухе витает тонкий запах сирени и звуки фортепиано. Так в этот раз артисты Нового театра готовятся ко встрече со зрителем. Появление инструмента на сцене не случайно. Музыка в этом спектакле – отнюдь не фоновое сопровождение, а главное действующее лицо. Постановка рассказывает историю о композиторе Сергее Рахманинове.
Словно исполин, возникает фигура композитора – как его дух и метафора человека, превышающего самого себя. Гений Рахманинова кружит в вальсе вместе с инструментом и разлетается на части, словно растворяясь в музыке. Новый театр нечасто работает с куклами, а с ростовой и вовсе впервые. Поэтому труппу консультировал артист театра кукол.
Константин Гунькин, актёр Нового театра:
– Тут очень важна командная работа. Чтобы каждый отвечал за свою часть тела, каждый управлял частичкой Рахманинова. И когда вместе мы соединяемся, получается очень хороший симбиоз, который превращает, одушевляет и оживотворяет на сцене. Никогда никто из нас не работает один с куклой.
Спектакль переносит зрителей в атмосферу, которая царила летом 1890 года, кода 17-летний композитор впервые приехал в дворянское имение Сатиных, известное сейчас как музей-заповедник Рахманинова в Ивановке. Гадания, игры с воздушным змеем, прогулки, разговоры об искусстве и, конечно, первой любви. Роль юного, но уже подающего большие надежды композитора исполняет Игорь Скрынников.
Игорь Скрынников, актёр Нового театра:
– Здесь была задача – поймать настроение. Я искал что-то более человеческое. Нашёл, что он был очень смешливый человек в юности, очень активный, при том, что о нем говорят – закрытый, сам в себе. Он всегда серьёзно относился к своей профессии музыке, сочинительству. У него были переживания из-за того, что слишком много концертной деятельности, ему хотелось сочинять, а сочинительство – это же индивидуальная работа, она требует одиночества.
Многочисленных поклонниц привлекал своей загадочностью и мечтательностью. Был влюбчив. Среди нескольких историй красной нитью в спектакле проходит линия Сергея Рахманинова и Веры Скалон. Это чувство навсегда сплелось в душе композитора с «сиреневым буйством», царившим в усадьбе в то время.
Виктория Шаламова, режиссёр-постановщик Нового театра:
– Рахманинов для меня – непокорённая вершина. Это музыка, которая уносит в космические дали. Есть такое понятие – великий музыкант, гений, святыня. А есть Рахманинов-человек, юноша, который влюблялся, испытывал такие же чувства, как любой подросток в 17 лет. И это первое чувство он привнёс в своё творчество.
Впрочем, отношения Сергея Рахманинова и Веры Скалон были такими же яркими и скоротечными, как и цветение сирени. Спустя несколько лет первой и единственной женой Рахманинова стала его двоюродная сестра Наталья Сатина, которую играет Елена Криштопа, она же в спектакле отвечает за живое исполнение музыки. Помимо рахманиновских, звучат сочинения Листа, Грига, Гершвина. Пригодилось музыкальное образование.
Елена Криштопа, актриса Нового театра:
– Рахманинов – это, конечно, не так просто. Его изучать и изучать! Не просто ноты читать, а нужно вглубь и вглубь. Ощущение, что он со мной. У меня ощущение, что он мне помогает.
В основу спектакля легла пьеса Ирины Васьковской, которая работала с несколькими источниками, в частности, с повестью Юрия Нагибина «Сирень». Плюс документальные материалы, письма Рахманинова, дневник Веры Скалон. Реализовать идею помог грант Российского фонда культуры.
Наталья Косянчук, зритель:
– Очень красиво была рассказана история, разные истории. Вообще, в Новом театре все спектакли интересны. С куклой получилось очень эффектно, оригинально, потому что смотрелось необычно. Это была очень интересная режиссёрская находка.
Поэтичный, воздушный, тонкий и нежный спектакль рассказывает не только о том, как рождается музыка и откуда берётся вдохновение творить и идти к своей мечте, а про юность и первые светлые чувства, которые живут в каждом из нас. Как дух Рахманинова, который всегда присутствует в его неземной музыке.