Спектакль «Щелкунчик» прошёл в воронежском ТЮЗе
Пока в Москве из-за безумного ажиотажа не достать билеты в Большой театр или можно их приобрести только по заоблачным ценам, в Воронеже появился еще один «Щелкунчик» (6+). В ТЮЗе представили альтернативу балету – драматическую постановку о рождественском чуде для всей семьи. Режиссеры Максим Иванов и Марина Ведяскина обратились к оригинальному сюжету сказки Гофмана и музыке Чайковского.
Непослушные дети требуют подарков и передвигают стрелки часов, чтобы приблизить время праздника. Такова завязка интермедии в зимнем саду ТЮЗа. На помощь детям приходит главный новогодний волшебник и его внучка. Дед Мороз и Снегурочка вместе с ребятами пытаются восстановить ход времени.
Анастасия Качура и Дмитрий Качура, зрители:
– Нам очень понравилось это прекрасное предновогоднее представление! Дед Мороз был просто замечательный! Хорошего нового года всем и много подарков! Всех с наступающим
Тем временем в закулисье артисты готовятся к выходу на сцену и слушают последние наставления режиссеров.
И вот открываются двери в знаменитую сказку Гофмана «Щелкунчик и Мышиный король», в которую герои ныряют словно в своеобразную «Нарнию». А проводник в этот волшебный мир не кто иной, а сам Чайковский, который разыгрывает эту историю вместе со своими племянниками.
Максим Иванов, главный режиссер Воронежского театра юного зрителя, Марина Ведяскина, режиссер:
– Хотелось сохранить музыку Чайковского, познакомить зрителя не только с сюжетом Гофмана, но и с нашим великим композитором. Благодаря музыке Чайковского эта сказка стала популярной, а благодаря балету, который поставил Григорович, она стала еще более популярной и сегодня мы не можем представить Новый год без Щелкунчика. Эта сюжет, который объединяет все семьи во всем мире.
Предстаёт Петр Ильич в образе Дроссельмеера – демиурга и безумного изобретателя.
Олег Бондарь, актер Воронежского театра юного зрителя:
– Он же специально создает условия, чтобы Мари и Щелкунчик в них попали, чтобы в конце было благо, чтобы они встретили друг друга и полюбили. Несмотря на то, что это будет бой, это будет битва с мышиным королём. Это может закончиться очень плохо, но он создает все условия, чтобы всё закончилось хорошо.
А битвы тут не шуточные, хоть пушки стреляют блестками и сабли деревянные, а храброе войско Щекунчика состоит из куколок и солдатиков. Но им не страшен семиголовый мышиный король, который здесь выполнен в виде микса тростевой и ростовой куклы.
Никита Шершнев, актер Воронежского театра юного зрителя:
– Мы не кукольники, у нас нет такой практики, пришлось осваивать в процессе репетиций все движения перед зеркалом, чтобы, когда маска на голове не видно в целом, что там внизу происходит, поэтому исключительно на ощущениях приходится действовать.
Помимо всем известной истории, зрители узнают легенду о Пирлипат, ее обычно опускают постановщики, из которой становится известно, как Щелкунчик превращается в деревянную игрушку, спасая принцессу от зловещих чар Мышильды. Поскольку это спектакль в спектакле, то абсолютно всем артистам нужно переключаться между несколькими ролями. Например, Роман Лютиков играет племянника Чайковского, самого Щелкунчика и заколдованного принца – Натаниэля Дроссельмеера.
Роман Лютиков, актёр Воронежского театра юного зрителя:
– Мне ближе, конечно, «Щелкунчик»: я парень пластичный, мне очень нравится двигаться как кукла. Интересно было, как эта пластика уличного направления сочетается с классической музыкой. Я перечитал сказку и переслушал весь репертуар Чайковского, а именно балет, вдохновился, через музыку я искал своё существование.
Здесь показана очень тонкая грань между сном и явью, которые всё время переплетаются меж собой. Однако главная линия во всей этой истории - все-таки не превращение Щелкунчика в человека, а взросление девочки Мари.
Анастасия Лисица, актриса Воронежского театра юного зрителя:
– Мари скромная, искренняя, трогательная, у нас с ней много схожих качеств. Она немного застряла в детстве, но всё же любовь спасёт мир и Щелкунчика, естественно.
Максим Иванов, главный режиссер Воронежского театра юного зрителя:
– Ребёнок чист к восприятию мира, а то, что он не понимает, додумывает, придумывает и существует в мире фантазий и часто в этих фантазиях присутствуют страхи. И какая-то темнота, это та неизвестность, которую открывает для себя ребёнок - и отвечая, он взрослеет.
Обычно Гофмана ставят как что-то сумрачное, но режиссёры Максим Иванов и Марина Ведяскина решили сделать во всех смыслах светлый спектакль. Декорации Александры Тикуновой весьма условны и имеют оттенки пастилы и марципана, это своеобразный Конфетенбург. Немецкая тема здесь затронута лишь слегка. Зрителей погружают в атмосферу русских дворянских семей.
Андрей Климов, художник:
– Мы постарались добавить сюда русского колорита, не специального, без косовороток и кокошников, именно дворянского колорита. Когда присутствуют родители, дети, няни, и Щелкунчик у нас такой немножко, со времен Александра третьего, в мундире появляется. Не в красном, как мы привыкли в балете, мы старались сделать аллюзии на современные Чайковскому образы.
Ульяна Харьковская, зритель:
– Яркий спектакль, мне понравилось. Я смотрела мультфильм и отрывки из балета. Я обожаю «Щелкунчика», я фанатка, в детстве мне было всё равно на куколок, я только «Щелкунчика» любила.
Анна Харьковская, зритель:
– Это наша любимая книга, а под Новый год особенно, мы любим её перечитывать. В этом году в первый раз собираемся идти на балет, а спектакль нам очень понравился, очень красиво.
Ульяна Харьковская:
– А ещё музыка Чайковского была такая волшебная!
В течение зимы «Щелкунчика» в ТЮЗе увидят более 26 тысяч зрителей. Причём билеты на ближайшие показы уже практически раскуплены. Секрет ажиотажа вокруг этой сказки прост. Он заключается в детской вере в чудо и в то, что добро побеждает зло, а любовь преображает каждого человека.