
«Всюду хлопают, а здесь тишина гробовая». Воронежцы увидели спектакль-расследование «12» Никиты Михалкова
Драматическая история, исполненная на воронежской сцене целой плеядой знаменитых столичных артистов: в нашем городе состоялись гастроли театра «Мастерская «12» Никиты Михалкова». Спектакль-расследование с одноимённым названием прошел 12 и 13 марта при полном аншлаге в Воронежском концертном зале.
На большой сцене Воронежского концертного зала решается судьба чеченского юноши Умара. В спортивном зале, который под стать рингу, собрались 12 присяжных. Они словно схлестнулись в борьбе — как внутренней, так и внешней. Каждый должен решить: виновен или не виновен подозреваемый в убийстве своего приёмного отца. Русского офицера.
Никита Михалков, народный артист РСФСР:
— Это 12 заседателей, которые спорят по поводу судьбы человека молодого. Срез общества: разные люди. Поэтому слоган — для всех и для каждого. Задача была, чтобы зритель работал вместе с нами. Чтобы он эмоционально был включён в то, что происходит. Амплитуда между всплесками и паузами рассчитана определённым образом. Как говорил мой учитель Михаил Ромм, со зрителем нужно поступать, как с младенцем: держа его за ноги и опуская то в холодную воду, то в горячую.
Этот спектакль — испытание для всех. Между сценой и залом словно натянута струна. Она в напряжении держит как артистов, так и зрителей. Актёры — будто единый организм. Дышат в унисон. И нет ни секунды на расслабление. Перед зрителями словно дымка. Сцена погружена в туман. Но явственно проявляются такие знаковые слова.
Николай Бурляев, народный артист России:
— Для зрителей — испытание: прожить то, что указано в самом начале титром. Мы отсечены от зала экраном. Мы зала не видим вообще. Слышим только реакции. Кстати, в Воронеже не хлопали. Всюду хлопают, а здесь тишина гробовая. Такая затаённость и вовлечённость в то, что происходит на сцене.
По сюжету именно голос 12-го присяжного (в исполнении Николая Бурляева) стал переломным. Чаша весов пока всего на грамм, но склоняется в сторону оправдания.
Премьера спектакля состоялась в 2021 году, но после каждого показа идет обсуждение. Шлифуется то, что уже есть, и привносятся новые эмоциональные краски. И нет полутонов. В историях, которые звучат со сцены, они не допустимы.
Игорь Сергеев, актёр «Мастерской «12» Никиты Михалкова»:
— Никита Сергеевич делится своими соображениями, замечаниями. Во время спектакля он находится с блокнотом. Периодически он делает пометки. Это не всегда правки, это иногда новые вещи, которые он предлагает добавить.
Георгий Перадзе, актёр «Мастерской «12» Никиты Михалкова»:
— Чтобы была жизнь на сцене, которую хочет Никита Сергеевич, мы дописываем, докручиваем. И постоянно я добавляю. И он говорит: это не надо. Либо: здесь сделай так, чуть тише. Они сами живут: и Никита Сергеевич, и спектакль.
От единогласного решения таких разных людей зависит судьба чеченского юноши Умара. На сцене переплелись биографии. Схлестнулись характеры. Через личное обнажилось общее.
Проделана колоссальная работа. Мощная как по содержанию, так и по исполнению (16+).