Воронеж ОБЩЕСТВО

Расследование «TV Губернии»: застрахованы ли воронежцы от взрывов на газовых АЗС?

Расследование «TV Губернии»: застрахованы ли воронежцы от взрывов на газовых АЗС?

Источник: tv-gubernia.ru
ЧП на газовых заправках по всей стране случаются с незавидной регулярностью. 14 июня мощный взрыв прогремел на АГЗС в центре жилого квартала Новосибирска. Огненный гриб поднялся над высотками на полсотни метров. В соседних домах взрывной волной выбило стёкла. Взорвавшуюся цистерну отбросило на соседнюю улицу. Пострадали 33 человека. Позже выяснилось, что владелец взорвавшейся заправки занизил класс её опасности, что исключило плановые проверки. В свете этих событий корреспонденты «TV Губернии» выяснили, как контролируют безопасность на АГЗС в Воронежской области, а также узнали, борется ли кто-то с нелегальными газовыми заправками. Проверка по графику С 19 марта прошлого года, то есть с начала пандемии коронавируса, государство ввело мораторий на проведение плановых проверок АЗС, реализующих сжиженные углеводородные газы. Поводом для выезда сотрудников компетентных органов могли послужить только обращения граждан с фактами возникновения угрозы или реального причинения вреда. На сегодня в Государственном реестре опасных производственных объектов в Воронежской области зарегистрировано 273 АГЗС, из них 81 в Воронеже. С 1 января по новым правилам эксплуатации АГЗС как объектам повышенной опасности присваивают либо 3-ю, либо 4-ю категорию опасности. К третьей относят те, которые имеют ёмкости с давлением больше 1,6 МПа (мегапаскалей), к четвёртой – меньше 1,6 МПа. Заправкам 4-го класса лицензирование не требуется. – Плановые выездные проверки по соблюдению требований безопасности на АГЗС сотрудниками нашего ведомства проводятся по согласованному Генеральной прокуратурой графику, – говорит заместитель руководителя Верхне-Донского управления Ростехнадзора по Воронежской области Геннадий Минаков. – Заправки 3-го класса опасности проверяют не чаще одного раза в 3 года, 4-го класса опасности – не проверяют совсем, так как это не предусмотрено Законом №294-ФЗ. В прошлом году до наступления локдауна мы выявили 14 нарушений. При этом по этому закону мы можем проверять только АГЗС, зарегистрированные в Госреестре опасных производственных объектов. Выявление нелегальных газовых заправок не входит в нашу сферу деятельности. В отношении них проверки могут инициировать органы прокуратуры, МВД и другие, на которых не распространяется указанный закон. Однако, как следует из ответа прокуратуры, ведомство не ведёт учёта работающих на территории области АГЗС и рейды по проверке безопасности на них не проводит. Оперативный комментарий полиции по поводу ситуации с ГАЗС «Коммуне» получить не удалось (с ответом на наш запрос мы обязательно познакомим читателей после его получения). – Проверка исполнения законов проводится только на основании поступившей информации о фактах нарушений в случае, если эти сведения нельзя подтвердить или опровергнуть иным образом, – рассказывает начальник управления по надзору за соблюдением федерального законодательства прокуратуры Воронежской области Владимир Стеблецов. – По информации Верхне-Донского управления Ростехнадзора по Воронежской области фактов эксплуатации незаконно организованных АГЗС в прошлом году не выявлялось. Обращений по поводу незаконной деятельности газовых заправок к нам не поступало. Если перевести всё вышесказанное на простой язык, искать нелегальные заправки в регионе никто не уполномочен, а проверки легальных АГЗС проводятся крайне редко и то далеко не всех... «Левые» заправки были в Воронеже всегда» Между тем участники рынка АГЗС не скрывают, что проблемы нарушений при эксплуатации оборудования, а также нелегальных заправок в Воронежской области существуют уже долгие годы. Президент общественной организации «Ассоциация топливного рынка г. Воронежа» Алексей Трепалин считает, что ситуация, которая произошла в Новосибирске, может повториться в любое время в любом городе России. И Воронеж – не исключение.  – Взрыв может произойти как на легальных, так и на нелегальных заправках, – говорит Алексей Трепалин. – Авария в 2016 году на одной из газовых заправок Воронежа показала, что официальное разрешение на работу, которое у них было, – не панацея от взрыва. И сейчас есть заправки, которые работают под брендом, зарегистрированы как юрлицо, платят налоги, но до сих пор торгуют с бочки, которая стоит на шасси. Надеемся, что все они прошли проверки компетентных органов. Если нет, то после ситуации в Новосибирске таковые последуют обязательно. Это именно та профильная проверка, которая должна обезопасить население от ЧП. И которая отличает торговую точку, реализующую газ, от точки, торгующей хлебом или молоком. По словам эксперта, в ассоциацию в прошлом году поступила информация о том, что в Воронеже работают 6 нелегальных АГЗС. Однако проверить законность их размещения не представляется возможным, так как все они находятся на частных территориях, которые закрыты для посторонних. – За последние 20 лет требования к реализации сжиженного нефтяного газа существенно изменились, – продолжает Алексей Трепалин. – Многие станции модернизировались и соответствуют современным требованиям по размещению резервуаров и удалённости от жилых домов. Однако город растёт, и некоторые заправки оказались окружены домами. Хотя, если они до сих пор работают, значит, Ростехнадзор не выявил там никаких нарушений. В свою очередь собственник Группы компаний «Интрансгаз» Игорь Татаринов считает, что при соблюдении всех нормативов и правил техники безопасности газовая заправка в черте города не опасней любого другого объекта. Однако нелегальные АГЗС продолжают вызывать беспокойство. – «Левые» заправки в Воронежской области были всегда, тогда как, например, в соседнем Белгороде их нет, - утверждает Игорь Татаринов. – За 20 лет моей работы мало что изменилось. Одни встали на путь развития и оформления документов, другие продолжают работать в том же режиме до сих пор, третьи ушли с рынка. Почему нелегальные АГЗС не оформляются? Земля стоит дорого, за проект надо отдать 1,5 миллиона, а потом надо платить персоналу белую зарплату, государству – налоги... В итоге газовый рынок в нашей стране не развивается. По словам Игоря Татаринова, если раньше заправку можно было запустить только под контролем сотрудников Ростехнадзора, то теперь по новым правилам предприниматель может открыть АГЗС самостоятельно, никого не привлекая. Конечно, потом его могут проверить, но несколько лет он может работать безнадзорно. А потом ничто не мешает владельцу сменить название и перевезти оборудование на новое место... При этом воронежцам остаётся лишь надеяться, что за всё это время не произойдёт очередного ЧП. От редакции Очевидно, что одними проверками проблему ЧП на газовых заправках не решить. А с учётом полулегальной стороны этого бизнеса становится понятно, что и механизм этих проверок требует изменений. В то же время государству следует приложить максимум усилий по выводу из тени предприятий, от работы которых зависит безопасность граждан. Количество машин, которые ездят на газе, по независимым оценкам ежегодно растёт на 20–25%, а значит, и число заправок будет увеличиваться. Вот только каких, легальных или нет – вопрос. Вероятно, поможет повышение уровня господдержки. Но для начала предстоит решить главные проблемы, с которыми предприниматели сталкиваются при открытии бизнеса. Среди них – высокие налоги и неналоговые отчисления, административные барьеры и необоснованно завышенная стоимость земли. СПРАВКА Как далеко должны располагаться заправки от жилых домов По действующим нормам, бензиновые АЗС (с подземными резервуарами) размещаются от жилых домов на расстоянии не менее 25 м, с надземными — не менее 40–50 м. Расстояние газовых АЗС от жилой застройки - не менее 35 м (метан) и не менее 60 м (пропан-бутан). Расстояние увеличивается до 100 м в случае отсутствия на АГЗС аварийных резервуаров или применения ёмкостей с одной стенкой с подземными резервуарами. При использовании наземного оборудования — удалённость от жилых строений должна составлять не менее 300 м.