Воронеж ОБЩЕСТВО

Зона ответственности ребёнка: сколько карманных денег стоит давать детям и зачем это нужно

Зона ответственности ребёнка: сколько карманных денег стоит давать детям и зачем это нужно

Источник: tv-gubernia.ru
Аналитики «Авито» провели опрос, в результате которого выяснили, что большинство россиян (41%) дают своим несовершеннолетним детям на карманные расходы меньше тысячи рублей. Еще треть респондентов (28%) считают, что суммы до 2000 рублей на карманные расходы вполне достаточно. Есть еще те, кто дает на повседневные траты до 5 000 рублей (13%), до 10 000 рублей (2%). И наконец, 6% родителей против карманных денег и не дают их своим детям. Психологи говорят, что давать деньги детям обязательно нужно, так как без них они не чувствуют себя свободно и уверенно, может появиться даже комплекс неполноценности или зависти. Какие еще есть правила и лайфхаки, мы попросили рассказать психолога и автора книг по психологии Артёма Сазыкина. Что рекомендуют психологи по поводу карманных денег Карманных денег не должно быть слишком много, в этом и есть смысл самого понятия: небольшая сумма на повседневные расходы. Количество обычно рассчитывают, ориентируясь на доход семьи. Ещё очень важно понимать то, что наличие крупных денег у ребёнка с высокой вероятностью склонит его к ненужным тратам и не научит ценить деньги. За свою практику, я видел огромное количество случаев, когда дети, имеющие крупные суммы карманных денег, спускали их на онлайн игры или же становились жертвами мошенников или ребят с отклоняющимся поведением. Ребенка желательно с маленького возраста приучать к самостоятельным покупкам в магазине. Если нужно, пусть расплачивается не картой, а деньгами, считает сдачу, приносит чек. Ошибки на первых порах будут, но это полезный опыт. Карманные деньги ребенка неприкосновенны, на них нельзя претендовать. Траты ребенка – его зона ответственности, поэтому родителям стоит отключить контроль. У прикассовых стеллажей с конфетами ребенок сам будет решать, хватит ли ему денег на покупку сладостей или лучше сэкономить. Нужно хвалить ребенка за покупки, которые он сделал не для себя, а для кого-то еще: маленький подарок родителям или брату с сестрой. Что касается денежного вознаграждения за хорошие отметки, то я бы сказал, что это не самая лучшая мотивация. Да, это работает, но в краткосрочной перспективе: денежная мотивация может подменить интерес к самой учебе, а это неправильно. Целью должны быть интерес к предметам и сами знания. Бывает, что родители по тем или иным причинам перестают вознаграждать за оценки деньгами. И это становится серьёзной проблемой, так как успеваемость падает и вернуть ребёнку желание учиться очень затруднительно. Поощряйте ребенка зарабатывать или копить деньга на крупную покупку. Например, расскажите родственникам, что ваше чадо хочет новый телефон и можно на день рождение дарить деньги. Еще родителям важно поговорить о благотворительности. Это тоже важная часть финансовой грамотности и развития самостоятельности у ребенка. Своим опытом воспитания финансовой сознательности с нами поделилась мама троих детей и кулинарный блогер Яна Яцкина. Она рассказала, как она учит детей распоряжаться карманными деньгами и контролирует эти траты. Яна Яцкина: «Если есть возможность – даём им шанс заработать трудом на свои маленькие мечты» Яна Яцкина кулинарный блогер, мама двоих детей. Бюджет на карманные деньги – 3000 рублей. – У меня двое сыновей, 11 и 8 лет. Правила для всех одинаковые: у каждого своя карточка и на неё раз в месяц зачисляется 3000 рублей. Рассчитали, что в среднем – это 100 рублей в день на школьный буфет или мороженое. Дети знают, сколько у них денег и вольны сами выбирать, на что их тратить. Плюс у нас есть еженедельная система премирования за оценки: пятёрка – 50 рублей, четвёрка – 40 рублей. За тройки дети ничего не получают, а за двойки предусмотрено и наказание – минус 50 рублей. Разумеется, мы проверяем, на что тратятся деньги, но пока никаких сомнительных ситуаций не возникало. Всё, на что они тратят свои деньги – это в основном сладости какие-нибудь или канцтовары. Бывает, что за день покупают чрезвычайно много, но тогда они знают, что на оставшуюся неделю мы им денег на карты не положим. Таким образом учим их потихоньку распределять свой бюджет. Если кто-то из детей хочет дорогостоящую покупку, и ему не хватает денег, то, как правило, мы предлагаем подзаработать. Свежий пример, на этих выходных муж с детьми помогали бабушке и дедушке вывезти ненужный металлический хлам в пункт вторсырья. Все хорошо поработали, в результате сдали тонну металла. Дед всем по доле участия распределил денежное вознаграждение: старший заработал себе на новые футбольные бутсы, а младший – на смарт-часы. Если есть возможность, даём им шанс заработать трудом на свои маленькие мечты.