
Как не мучиться от жары и не переплатить за отопление весной
Зима в этом году закончила сезон экстерном, уложившись в один месяц. И в марте температура резко пошла вверх. Многие воронежцы стали звонить в свои управляющие компании и даже сразу в мэрию с просьбой «прикрутить» отопление. Что можно сделать, если в квартире жарко и можно ли меньше платить за отопление – разбиралась TV Губерния.
Как топят «Квадра» и КБХА
В Воронеже большинство многоквартирных домов отапливают две компании – «Квадра» и КБХА. Делают они согласно утвержденному в мэрии графику и нормативам. Это определенные требования к качеству отопления. По ним температура воздуха в жилом помещении должна быть не ниже 18° С и не выше 22° С. В угловых комнатах допускается небольшое повышение – от 22 до 24° С.
Но нужно также понимать, что «Квадра» и КБХА занимаются не только отоплением, их ТЭЦ и котельные снабжают горожан горячей водой. И здесь тоже есть свои санитарные нормы и правила. Одно из них: температура горячей воды не должна быть ниже 60-70 градусов.
– Температура в системе теплоснабжения обусловлена в том числе необходимостью нагрева холодной воды на нужды горячего водоснабжения, говорит Виталий Дубровин, заместитель начальника диспетчерской службы «Квадра». – Горячая вода в кранах должна быть определенной температуры, чтобы соответствовать санитарным нормам и правилам предоставления коммунальных услуг.
Да, сейчас мы снизили температуру в системе до минимальной возможных значений из-за аномально теплой погоды. Но сделать ее еще ниже не можем, так как в этом случае в наиболее удаленных от источников домах и угловых квартирах температура внутри помещений может упасть ниже нормативных параметров.
Кроме того, понижение температуры приведет к снижению температуры горячей воды в кранах, а это уже нарушение правил предоставления услуг.
В целом, ресурсоснабжающая организация, как нам объяснили, не может точечно распределять тепло и менять температуру в системе в зависимости индивидуальных пожеланий граждан. Есть единый алгоритм включения и выключения отопления. Давать тепло начинают, когда среднесуточная температура не поднимается выше 8° С в течение пяти дней подряд. И отключают отопление, когда она пять дней подряд держится выше этой же цифры. График отопительного сезона «Квадра» и КБХА согласуют с мэрией.
Что может сделать управляющая компания (ТСЖ)
Многоквартирный дом может отапливаться встроенной котельной, за ее эксплуатацию отвечает управляющая компания. Такое отопление называют автономным. Жильцы не зависят от сроков отопительного сезона в городе и могут завершить его хоть в марте, к руководству УК или председателю ТСЖ. Главное, чтобы все собственники квартир в доме пришли к единому мнению.
С централизованным отоплением так не получится. У собственников квартир старого жилого фонда нет возможности как-то повлиять на температурный режим, так как такие дома изначально не предусматривали никаких механизмов, регулирующих подачу тепла.
– Единственная возможность для старых домов платить меньше и не мучится от жары весной – это модернизировать систему отопления, установив на тепловом узле автоматизированный индивидуальный тепловой пункт (АИТП) или, как его еще называют «погодник», – говорит Юлия Ким из УК «Трест». – Он будет регулировать температуру в зависимости от погодных колебаний. Такие приборы устанавливают либо после капитального ремонта, который оплачивает Фонд капитального ремонта. Либо жильцы могут это сделать сами, но для этого им придется вместе с управляющей компанией провести собрание, определиться, как будут собирать средства на «погодник», кто будет выполнять работы и так далее. Трудоемкий процесс, скажу сразу. Надо, чтобы в доме были инициативные жильцы, которые смогут это все организовать совместно со своей управляющей компанией.
Что может сделать собственник квартиры
В новых домах АИТП должны быть сразу, их устанавливает застройщик. В каждой квартире должны быть также запорные краны на батареях, с помощью которых можно регулировать температуру. Те, кто живет в старых домах, тоже могут поставить терморегуляторы в квартире, но за свой счет.
С вопросом оплаты за отопление все еще сложнее. Если дом старой советской постройки, без капремонта и в нем нет АИТП, то платить придется либо по нормативам, либо по ОДПУ (общедомовой прибор учета), которые есть уже во многих домах, даже старой застройки. Конечная сумма будет во многом зависеть от площади жилья.
В домах, введенных в эксплуатацию после 2012 года, по закону должны быть приборы учета отопления. То есть в теории каждый собственник квартиры может выбрать: будет он платить за отопление по нормативам или по счетчику. Но на практике теплосети отказываются рассчитывать плату по ИПУ для единственного желающего.
«Я пытался заниматься этим вопросом, – рассказал корреспонденту TV Губернии программист Дмитрий М. – В управляющей компании мне сказали, что нужно общее собрание жильцов, чтобы подать заявление, что все переходят на оплату отопления по счетчикам, опломбировать их и тогда уже в квитанциях можно будет вносить показания. Это нереально. Я не знаю половину жильцов в своем доме, и подозреваю, что многие собственники просто сдают квартиры. Так что если мне жарко, то я просто открываю окно и прикручиваю кран на батарее».
По словам же Юлии Ким из управляющей компании «Трест» есть дома, в которых живут настолько сплоченные жильцы, что они собрали бы подписи буквально за один день. Но таких домов мало.
Помимо коллективной борьбы за свои права есть и частные случаи. На сайте Т-Ж юрист написал о том, как он вернул деньги за отопление,через суд доказав, что температура в его квартире не соответствовала норме (+ 29 С). Для этого ему потребовалось несколько раз вызывать представителей управляющей компании, чтобы замерить температуру и составить акты о нарушениях. Кроме этого он написал жалобы в жилищную инспекцию и в Роспотребнадзор. В результате, судебные разбирательства длились два года. Но в конце концов ему удалось взыскать с управляющей компании 16 800 рублей, но не за весь отопительный сезон, а всего за два месяца. Резюмируя свой опыт, юрист написал, что дело, конечно, не в деньгах и победа над коммунальщиками стоила всех усилий.
Воронежский юрист Ольга Дятлова на вопрос можно ли добиться перерасчета за услуги ЖКХ ответила, что для перерасчёта нужно зафиксировать отклонение от нормы.
– По каждому факту отклонения от температурного норматива как в большую, так и в меньшую сторону, необходимо вызывать представителя исполнителя коммунальной услуги и составлять акт замера температуры. замер тоже проводится по определенным правилам и поверенным прибором, поэтому обычное фото квартирного градусника не позволит получить перерасчет.
И ожидать возврата каких-то космических сумм не стоит: перерасчет зависит от количества градусов по Цельсию, на которое есть отклонение от норматива, и часов некачественного получения услуги.