Воронеж ТЕЛЕКОМ

Экономика рунета выросла по итогам 2022 года

Экономика рунета выросла по итогам 2022 года

Источник: ComNews

Исследование Рунета провели аналитики Российской ассоциации электронных коммуникаций (РАЭК). Сотрудники компании представили результаты на российском интернет-форуме.

В прошлые года Рунет рос быстрее. В 2020 г. он прибавил 41% по отношению к 2019 г., в 2021 г. - 42% по отношению к 2020 г. В 2022 г. рост составил 29%. Однако эксперты прогнозировали еще меньший рост в 2022 г. - по словам Сергея Гребенникова, директора РАЭК, аналитики прогнозировали +11% по итогам года.

Исследователи РАЭК выделяют четыре сегмента, которые составляют экономику интернета: электронная коммерция, маркетинг и реклама, связь и инфраструктура, цифровой контент. Самый крупный сегмент - электронная коммерция. Ее объем составил 11 421,2 млрд руб. - +32% по отношению к 2021 г. "Рост экономики Рунета был обеспечен за счет положительной динамики сегментов электронной коммерции и инфраструктуры, - прокомментировал Сергей Гребенников, директор РАЭК. - Например, Ozon вырос за прошлый год на 110% по числу заказов".

"Если не брать "сложные" товары, например транспортные средства, недвижимость и продукты питания, то каждый третий товар в России продается в интернете. Это значит, что мы уже не представляем сферу торговли без ecom (электронные коммуникации)", - рассказал о росте популярности электронной коммерции Алексей Минаев, заместитель управляющего директора интернет-магазина Ozon. По оценке Data Insight, в прошлом году количество заказов, оформленных онлайн, выросло на 64%.

Мария Сайкина, главный аналитик РАЭК, отметила, что ecom, согласно исследованиям их ассоциации, всегда был лидером по динамике роста. В 2022 г. он замедлился, но Сайкина рассказал, что произошел "откат" после пандемии, а также виноваты события, связанные с началом СВО. Также она отметила, что снижается средний чек покупки онлайн (на 16%, по данным Data Insight - прим. ComNews) - но это говорит о том, что люди теперь покупают в интернете вещи для повседневного пользования, то есть онлайн-шопинг становится более рутинным явлением.

Эксперты РАЭК прогнозируют рост ecom 30% по итогам 2023 г.

На долю сегмента маркетинга и рекламы пришлось 389,2 млрд руб., однако сегмент просел по отношению к 2021 г. на 10%. Самый большой рынок в сегменте - performance-реклама - 70% от общего объема. На сегмент повлияли уход зарубежных игроков и поправки в закон "О рекламе", которые вступили в силу 1 сентября 2023 г. Согласно нему, вся реклама подлежит маркировке.

"Странно говорить о падении, когда основные игроки почти все росли быстрыми темпами. Но объективная реальности такова - сегмент просел. Это связано с тем, что ушли зарубежные площадки и с ними ушло большое количество инвентаря, а также покинул рынок большой пул международных рекламодателей", - рассказал Карен Казарян, директор по аналитике АНО "Цифровая экономика". Он добавил, что быстро набирает популярность реклама на маркетплейсах, а также на классифайдах.

Несмотря на проседание в 2022 г., эксперты РАЭК прогнозируют рост рекламы и маркетинга на 5% по итогу 2023 г. Карен Казарян сказал, что этом году будут развиваться новые рекламные каналы, в Россию будут больше приходить рекламодатели из "дружественных" стран. Однако тормозить развитие будут регуляторное давление на отрасль и поправки в закон "О рекламе".

Борис Омельницкий, директор по стратегическому развитию рынка "Яндекс", объяснил, что III и IV кварталы 2022 г. сегмент стабилизировался и показывал рос, потому что игроки рынка поняли, как вести себя в новой реальности. Он ожидает, что дальше реклама и маркетинг будут расти.

На долю связи и инфраструктура пришлось 300,3 млрд руб. По итогу 2022 г. сегмент вырос на 47%. Рынок инфраструктуры (облачный хостинг, IaaS, PaaS и т.д.) составил 86,2% объема всего сегмента.

%img-1%

Карен Казарян, директор по аналитике АНО "Цифровая экономика", заметил, что значительный рост связан с повышением спроса на услуги отечественных облачных провайдеров. Он добавил, что цены росли вместе со спросом.

РАЭК прогнозирует рост сегмента на 40% по итогу 2023 г. Казарян считает, что это реальные цифры: "В этом году появляется огромное количество новых проектов, в том числе в рамках развития "дорожных карт" высокотехнологичных направлений - в I квартале появилось 10 новых проектов, до конца года должны появиться еще несколько десятков. Всем им нужна будет инфраструктура, в том числе облачная".

Сегмент цифрового контента просел сильнее всего: на 52% по отношению к 2021 г. Его объем составил 73,6 млрд руб. Во многом это связано с онлайн-играми: падение на 78% по отношению к 2021 г. Также упала онлайн-музыка: на 40%. Доля онлайн-книг осталась на прежнем уровне. На 7% выросла доля онлайн-видео.

"Мы потеряли в этом сегменте все, что набрали в пандемийные годы, и свалились к уровню 2018 г., даже ниже", - прокомментировала Мария Сайкина, главный аналитик РАЭК. Сайкина объяснила, что онлайн-игры сильно просели из-за того, что около 90% российского рынка приходилось на зарубежных игроков, а также возникли сложности с платежами пользователей. Она отметила, что существует "серая зона": геймеры находят способ оплатить любимые игры, но эти деньги на рынке не видны.

Онлайн-видео - единственный рынок, который показал рост. Сайкина рассказала, что он набрал за счет оригинального контента и, потому что платформы стали искать поставщиков в других странах. "Как показывают исследования, и к турецким, и к азиатским сериалам есть интерес. Но прежде всего это российский контент, спрос на который стал расти еще до 2022 г. Онлайн-кинотеатры активно вкладываются в создание собственного эксклюзивного продукта - это один из драйверов роста рынка на ближайшие годы", - отметила Сайкина. При этом она сказала, что аудитория пиратских сайтов выросла, и онлайн-кинотеатры вынуждены с ними конкурировать.

По итогу года РАЭК прогнозирует рост сегмента на 7%. Сайкина отметила, что это произойдет за счет интереса к российскому контенту и поддержки государства. Помешать росту могут регуляторные инициативы, считает аналитик: "Регулирование контента заставляет подстраиваться платформы под новые требования. Они появляются часто, противоречат друг другу. Из-за отсутствия единых правил игры, рынку очень сложно подстроиться", - рассказала Сайкина.