Воронеж ТЕЛЕКОМ

Опасный прецедент. Суд над

Опасный прецедент. Суд над "Лестой" вот-вот начнется

Источник: ComNews

Во вторник, 3 июня 2025 г., в Таганском суде г. Москвы начнется суд над одной из самых крупных и известных компаний-разработчиков видеоигр в России. Генеральная прокуратура обвиняет группу компаний "Леста Игры", ее владельца Малика Хатажаева, а также владельца компании Wargaming Виктора Кислого в спонсировании экстремистской деятельности и требует обратить 100% долю ГК в доход государства.

Впервые о "Танках" я услышал в 2010 г. Мой одногруппник Никита И. после пары по английскому рассказал, что нашел новую игру и теперь только в нее и играет. Прошло какое-то время, и в нее начал играть уже я, мои друзья и сотни наших соотечественников, а за ними потянулись тысячи игроков со всего мира.

Как "Танчики" захватили мир

Суть игры World of Tanks от кипрской компании с белорусскими корнями Wargaming.net проста: это сессионная онлайн-игра, в которой каждый участник - танк, сражающийся на большой-средней-маленькой карте против таких же игроков-танков. Для победы в битве нужно либо уничтожить последний танк команды соперников, либо захватить их базу. Средняя продолжительность боя - 15-20 минут. За участие в нем каждый игрок получает два типа внутри игровой валюты: "опыт" и "серебро" (больше в случае победы и меньше в случае поражения). За первую игрок "прокачивает" танки, их модули (пушка-двигатель-ходовая часть и так далее) и исследует новые боевые машины, а за вторую - закупает снаряды и ремонтирует поврежденную в прошлой игре технику, покупает новые машины и "расходники" (внутри-игровые усилители характеристик).

Когда я начал играть, в "Танчиках" было всего три стороны, из которых случайно формировались команды (немецкий "Тигр", советский Т 34-85 и американский Шерман в одной команде - обычное дело): СССР, Германия и США (с тех пор добавилось еще штук пять). У каждой было свое "древо" прокачки (у США на тот момент самое маленькое), в котором было десять уровней и танки были разделены на классы легких-средних-тяжелых, противотанковых самоходных артиллерийских установок (ПТ САУ или "ПэТэхи", как их называли игроки) и самоходных артиллерийских установок (САУ или просто "арта"). Все машины относились к примерно одному временному периоду, от начала 1920-х гг. до начала 1950-х гг. и все игроки начинали с первого уровня (у СССР на нем был танк МС 1) и, в теории, могли подняться до десятого (там был советский тяжелый танк ИС-7). Сами бои проходили на десятке (на тот момент) карт, которые не повторяли реально существующие поля сражений, но были ими вдохновлены. Так, например, на карту "Прохоровка", очевидно, влияла "Курская битва", а на "Химмельсдорф" - маленькие городки западной Польши и восточной Германии.

Нельзя сказать, что World of Tanks привнес в игровую индустрию что-то уж совсем кардинально новое. Возможность поводить танк уже была в других видеоиграх, как двухмерных, так и трехмерных (например в серии Battlefield), сессионные игры тоже были широко известны и доступны (Counter-Strike). Однако, ключевое отличие заключалось в том, что каждый игрок управлял одним танком, в отличии от Battlefield, где для управления стальным зверем нужно было несколько игроков. А для того, чтобы начать игру, достаточно было просто нажать большую красную кнопку "В бой" в главном. Никаких поисков лучшего сервера с наименьшим пингом, разочарования из-за того, что любимая карта забита, и так далее. Игра сама находила игроков, карту и создавала игровую сессию. Нужно было только нажать кнопку.

Важно отметить, что большую роль в популярности продукта сыграли сеттинг и его происхождение. Среди игроков много любителей военной истории и тематики, у многих на полке стоят склеенные и покрашенные пластиковые модели танков в масштабе 1:72 или 1:100. Возможность виртуально покататься на танке, который можно увидеть в Парке победы в родном городе, на котором мог идти в атаку под Москвой или Курском прадед - дорогого стоит. А тут мало того, что покататься, так еще и пострелять - в другого такого же любителя. При этом виртуальные танки сделаны компанией, которая серьезно (некоторые вопросы к тактико-техническим характеристикам техники все же были) отнеслась к работе по переносу реальных образцов техники в виртуальный мир. Не последнюю роль сыграло и белорусское происхождение компании. Как оказалось, отечественный рынок истосковался по качественному продукту, произведенному в СНГ.

Золото в лутбоксе

Геимдев рынок СНГ плохо пережил кризис 2008 г. Я могу вспомнить только два больших проекта из посткризисного 2010 г. (уверен, их было больше, возможно, я запомнил только самые большие) - "Метро 2033" и World of Tanks. Однако, у русскоязычной аудитории был и есть запрос на хороший продукт (Atomic Heart тому свидетельство) и Wargaming.net создала такой.

Белорус Виктор Кислый основал компанию Wargaming.net в 1998 г. В 2015 г. на тот момент вице-президент компании Андрей Яранцев рассказывал, что компания начиналась как хобби среди группы студентов физмата БГУ, которое переросло в полноценную работу. До "танчиков" компания, в основном, выпускала пошаговые стратегии, а ныне "флагманский" продукт, по словам того же Яранцева, родился из желания сделать онлайн-игру и из нежелания делать очередной клон про эльфов-орков.

Прибыль от World of Tanks, во многом, строится на внутриигровой валюте и механике лутбоксов (внутриигровых ящиков, из которых с какой-то вероятностью падают дополнительная валюта, бустеры, танки и так далее, лет десять назад во многих судах мира разбирались, являются ли Лутбоксы формой азартных игр или нет). Сама игра остается бесплатной, но чем выше уровень танка, тем дороже обходятся его ремонт, расходники и снаряды. Начиная с, примерно, шестого или седьмого уровня, игрок со средними навыками все чаще теряет внутриигровую валюту после боев, а если и выходит в плюс, то он настолько маленький, что копить на новую машину придется месяцами.

Однако, внутри игры за реальные деньги можно приобрести премиум-аккаунт (на сленге игроков его называли "премом"), который увеличит прибыль от боев, примерно, на 50%, помимо этого в онлайн-магазине, время от времени, появляются премиум-танки на которых очень просто "фармить" (зарабатывать) серебро и опыт. Наконец, по случаю самых разных дат (23 февраля, 8 марта, Новый год и так далее) в магазине появлялись специальные предложения, когда за некую сумму можно было получить премиум аккаунт на какое-то время, премиумный танк, внутриигровые расходники и так далее. В игре были десятки способов убедить клиента оплатить премиум аккаунт или купить премиумный танк, от ненавязчивого сообщения в финале каждого матча "сколько бы вы получили" с премом, до постоянно выскакивающей рекламы акции-кампании-программы "позови друга" и так далее.

При этом месяц премиального аккаунта, в среднем, обходился в $10, а с премиум-танками все обстояло сложнее. Цена некоторых из них улетала за $100.

Танковый барон

Компания Wargaming.net остается непубличной, поэтому понять, сколько она стоит и зарабатывает на самом деле, сложно. По сообщениям прессы и аналитиков, в 2012 г. оборот уже кипрской компании Wargaming.net (переезд прошел в 2011 г.) составил примерно €217,9 млн, а чистая прибыль около €9 млн, в 2013 г. - выручка выросла до €234 млн, в 2014 г. - $473 млн, в 2016 г. - Bloomberg оценил компанию в $1,5 млрд.

Самые свежие сведения о прибыли Wargaming.net датируются январем 2024 г. Тогда один из директоров компании Крис Чанг написал на странице в LinkedIn, что выручка компании составила $7 млрд. На данный момент пост недоступен, но новостные сообщения об этом можно без труда найти в интернете. Если верить Крису Чангу, то $7 млрд - впечатляющий результат за 14 лет, вот только российских и белорусских денег там быть не должно.

Дело в том, что в 2022 г. на официальном сайте Wargaming.net появилось сообщение, в котором говорилось, что компания больше не работает в Российской Федерации и Республики Беларусь. Согласно ему, с 31 марта 2022 г. поддержкой и обслуживанием сервисов и продуктов компании на территории двух стран занимается местный менеджмент из студии "Леста", которая более никак не связана с головной компанией в Никосии (там зарегистрирован Wargaming.net).

ООО "Леста" появилось в далеком 1991 г. Согласно официальной версии, ее основали трое друзей, один из которых, Малик Хатажаев, руководит компанией до сих пор. В девяностых она занималась компьютерной графикой для кино и рекламы, в нулевых начала разрабатывать игры, в 2011 г. она стала частью компании Wargaming.net и под их крылом занялась разработкой World of Warships (те же "танчики", только вместо танков - корабли). Она вышла в 2015 г. и, в отличии от невзлетевших World of Warplanes, нашла аудиторию.

Разошлись как в море корабли

В 2022 г. "Леста" отделилась от Wargaming.net и получила контроль над российскими серверами трех игр кипрской компании (всего в ее портфеле девять продуктов): World of Tanks, World of Warships, World of Tanks Blitz (версия танчиков для мобильных устройств). Последние были переименованы в "Мир Танков", "Мир кораблей" и Tanks Blitz.

Сейчас в группу компаний "Леста Игры" входит пять юридических лиц: ООО "Леста" - на официальном сайте компании говорится, что она занимается разработкой "Мира Кораблей", ООО "Леста Геймс Москва" - занимается разработкой "Платформы B.A.S.E.", издатель компьютерных игр ООО "Леста Геймс Эйдженси" и белорусские компании ООО "ЛестаГеймз Лайн" и ООО "Гейм Стрим".

ООО "Леста" зарегистрирована в 1995 г. и, согласно Единому государственному реестру юридических лиц, ее совладельцами является Малик Хатажаев, ему принадлежит 99% компании, а 1% владеет компания ООО "Леста Геймс Эйдженси". Она на 100% принадлежит ООО "Леста" и появилась в реестре в 2021 г. Третья российская компания ООО "Леста Геймс Москва" также на 100% принадлежит ООО "Леста". Она появилась в 2017 г. Помимо этих компаний, Малик Хатажаев владеет частным учреждением "Музей Лесты". Ее можно найти, перейдя по первой ссылке в поисковике. Это музей компании, в экспозиции которого есть, например, модель японского линкора Ямато и костюм водолаза.

Совладельцами всех компаний, кроме "Леста Геймс Эйдженси, ранее были кирские Wargaming Group Ltd. и Wargaming public company Ltd. Однако, некоторое время совладельцем ООО "Леста" была гонконгская компания Lesta Hong Kong Limited. Журналист и автор Telegram-канала the Edinorog Дмитрий Филонов изучил документы компании и выяснил, что совладельцами гонконгской "Лесты" был Малик Хатажаев (у него была 1 тыс. акций) и Владимир Кислый. Предположительно, отец основателя Wargaming.net Виктора Кислого и, по словам Дмитрия Филонова, совладелец кипрской компании, владел целой одной акцией Lesta Hong Kong Limited.

Владимир Кислый передал эту акцию Малику Хатаджаеву в начале ноября 2023 г., но незадолго до этого, в октябре 2023 г. Wargaming.net объявил о коллаборации с United24 (заблокированная в России инициатива президента Украины Владимира Зеленского по сбору средств на счета Нацбанка Украины) по сбору средств. Сейчас страница совместной инициативы удалена с сайта Wargaming.net, но в интернете можно найти ее скриншоты, на них можно увидеть технику из "танчиков" и "корабликов" в камуфляже в цветах украинского флага.

По словам Дмитрия Филонова, получается что во время начала акции у "Лесты" и Wargaming.net и правда был общий совладелец. Позже он опубликовал комментарий ООО "Леста", согласно которому одна акция Владимира Кислого была нужна для управляемости процесса разделения компаний, что она была технической, не давала владельцу прав получать выплаты, у нее не было права голоса, и она не влияла на корпоративный контроль. Ее главной функцией, согласно комментарию российской компании, была блокировка или возврат к исходному варианту, если бы разделение пошло не по плану и Wargaming.net продал эту акцию "Лесте", когда понял, что она больше не нужна.

За не бедную "Лесту" замолвите слово

По словам владельца "Лесты" Малика Хатажаева, окончательно обе компании разделились летом 2023 г. Затем, в марте 2025 г. он рассказал, что выручка компании за 2024 г. составила 35 млрд руб., а чистая прибыль - 16 млрд руб. По его словам, вся прибыль реинвестировалась, компания планировала расширяться. А в конце апреля 2025 г. Таганский районный суд г. Москвы наложил аресты на три основных юрлица группы компаний "Леста". По сообщению РИА Новости, к исковому заявлению, требующему запретить деятельность "объединения, состоящего из В. В. Кислого и М. А. Хатажаева", приложены публикации "Как Wargaming пережил 25 лет - и справился с войной на Украине", "Wargaming запустила благотворительный проект с украинским контентом в играх для сбора на реанимобили" и "Самая военная игра World of Tanks против спецоперации России".

С тех пор в защиту "Лесты" выступили четыре крупнейших ассоциации-разработчиков ИТ-продуктов: Ассоциация разработчиков программных продуктов "Отечественный софт" (АРПП), "Руссофт", Ассоциация предпринимателей компьютерных и информационных технологий (АПКИТ) и Ассоциация игровой индустрии (АИИ). Они опубликовали открытое совместное письмо, в котором указали на недостаток доказательств и назвали дело против "Лесты" - попыткой перераспределения экономических активов и принудительного изъятия имущества.

По их словам, дело против ГК "Леста Геймс" приведет к оттоку сотрудников из компании и из России, подорвет доверие к институту частной собственности и стабильности правового регулирования в экономике российской юрисдикции, к массовому переходу аудитории (превышающей 25 млн человек) в зарубежные игровые сервисы. С точки зрения ассоциаций, это дело создает опасный прецедент принудительной национализации одной из крупнейших ИТ-компаний и вызывает их глубокую обеспокоенность, и их можно понять. Ведь волей-неволей многие российские ИТ-компании, разделившиеся на российскую и зарубежную начинают задаваться вопросом "а не мы ли следующие?".

Помимо профессиональных ассоциаций, за "Лесту" заступается ее персонал. В социальных сетях можно легко найти сообщения, в которых разработчики, SMM-менеджеры и другие сотрудники компании рассказывают об опыте работы в компании, ее роли в игровой и ИТ-индустрии, об ее значении для экономики и общества, о том, что Малик Хатаджаев - достойный человек. Как минимум в двух постах авторы выражают надежду, что "Леста" получит "честное и открытое рассмотрение всей ситуации" (прямая цитата).

Судя по сообщениям в СМИ, "Лесте" удалось обжаловать арест активов. Это маленькая, но победа, но настоящая битва начнется во вторник, 3 июня 2025 г.