Воронеж ТЕЛЕКОМ

ИЦК

ИЦК "Торговля" доложил об особо значимых проектах

Источник: ComNews

Об этом на демо-дне Индустриального центра компетенций (ИЦК) "Торговля" рассказал исполняющий обязанности главного директора по цифровым технологиям ПАО "Магнит" Вячеслав Кубаев. Он напомнил, что в июле 2022 г. центр объединил лидеров отрасли — "Магнит", ПАО "Корпоративный центр ИКС 5" (X5 Group), ООО "Лента", ООО "Городской супермаркет" ("Азбука вкуса"), ООО "Домашний интерьер" (Hoff), АО "Почта России" и других участников. Таким образом началась совместная работа над анализом потребностей ритейла и оценкой возможностей обеспечения этих потребностей российским суверенным программным обеспечением (ПО).

Вячеслав Кубаев отметил, что ИЦК провел масштабную работу, которая охватила более 30 крупных процессов: "Мы разделили их на функциональные области, и для каждой из них мы оценили основные решения, представленные на российском рынке. Один из первых выводов, к которому мы пришли, - для небольших предприятий розничной торговли базовые потребности в целом удовлетворены. Для каждого процесса было найдено по три-четыре решения от участников рынка, которые подтвердили их работоспособность и функциональность. Однако, когда мы перешли к потребностям крупных игроков, ситуация изменилась. Для компаний с уникальными бизнес-процессами и высокими ожиданиями от нефункциональных требований, таких как производительность и отказоустойчивость, количество подходящих решений значительно сократилось", - сказал Вячеслав Кубаев.

Он доложил, что в 2023 г. "Магнит" и X5 Group запустили два проекта по импортозамещению программ лояльности: "Оба проекта были профинансированы за счет собственных средств: "Магнит" вложил 760 млн руб. а X5 Group — 730 млн. Разработчики — ООО "М Софт" и ООО "Лоймакс" — успешно локализовали и внедрили программы. В 2024 г. Hoff представил проект по порталу поставщика, разработанный ООО "Бонапарт", вложив 26 млн руб. Теперь мы приступаем к локализации колл-центра внутри розничной сети "Магнит", который будет реализован ООО "Наумен Консалтинг" за счет вложенных 660 млн руб. без государственного софинансирования. Этот проект войдет в планы второй волны особо значимых проектов ИЦК "Торговля" (Замещение программно-аппаратного комплекса CISCO). Почти все участники вели внутренние программы импортозамещения системно по различным направлениям."

https://www.comnews.ru/content/239497/2025-06-02/2025-w23/1007/zaversheny-66-osobo-znachimykh-proektov-pervoy-volny

Вячеслав Кубаев продолжил: "Мы гордимся начатыми флагманскими проектами. Один из них — локализация и импортозамещение центра обработки вызовов. Также гордимся тем, что мы перешли на отечественную платформу: проект по внедрению программы лояльности Manzana уже реализован. Ее используют 80 млн россиян. Программа охватывает более 30 тыс. торговых точек. В проекте участвуют многочисленные партнеры. Мы также успешно перенесли многие сервисы в российские облака. Это касается и инфраструктуры, и хранения данных. Параллельно мы занимались импортозамещением в сфере электронного документооборота. После завершения этих проектов мы пришли к выводу, что устранили большинство критических уязвимостей, связанных с зарубежными решениями".

Заместитель директора департамента цифровых технологий Министерства промышленности и торговли РФ (Минпромторг) Иван Кузьменко напомнил, что в периметре министерства действуют 16 ИЦК, и один из них — ИЦК "Торговля": "Этот центр занимает одно из ведущих направлений, достигнув 40% уровня цифровой зрелости по методике Минпромторга. Однако на этом останавливаться нельзя. Согласно указу президента, к 2030 г. цифровая зрелость должна достичь 90%. У нас есть все возможности для этого. На данный момент текущая экономическая ситуация, связанная с кадровым потенциалом и производством, кажется немного исчерпанной. В этом случае необходимы кардинальные решения, которые позволят двигаться не просто вперед, а вверх. Проекты, которые инициируются в торговле, имеют именно такой кардинальный характер и позволяют нам развиваться. Важно, чтобы мы, как потребители, ежедневно ощущали результаты этой работы".

Советник директора Центра компетенций по импортозамещению в сфере ИКТ (ЦКИТ) Наталья Некрасова отметила, что все отрасли так или иначе были готовы к импортозамещению или, по крайней мере, понимали, что это их ждет: "В торговле такой подготовки не было. Конечно, в 2022 г. пришлось срочно адаптироваться, и это удивительно, но процесс не остановился. Мы видим, что белых пятен, как мы привыкли, больше нет. По каждому направлению есть решения".

Вице-президент по ИТ "Азбуки Вкуса" Юлия Золотарева сообщила, что изначально компания ориентировалась на зарубежные облачные решения, которые несли риски потери данных и внезапного отключения: "Затем фокус сместился на системы, где нет команды сопровождения и развития. За последний год мы заменили видеоконференцсвязь (ВКС) и мессенджер, решения по управлению проектами, трекинг задач, базы знаний, идет миграция почтового решения. Мы значительно расширили круг партнеров, с которыми работаем. Если раньше выбор был вынужденным, то теперь у нас есть конкурентоспособные продукты, отвечающие всем требованиям и стандартам информационной безопасности. Например, в случае с почтой мы долго ждали, пока будут выполнены все необходимые условия, и сейчас находимся в пилотном проекте по миграции на новый портал. Одной из крупных историй по импортозамещению стало внедрение DWH (Data Warehouse) — специализированной системы для хранения и управления большими объемами данных из разных источников. Это позволяет анализировать информацию и строить отчеты".

Главный архитектор ООО "Лента" Василий Волков поделился, что изначально в компании использовалось около 30% отечественного ПО: "За полгода в 2022 г. этот показатель вырос до 40%, так как мы были вынуждены отказаться от решений, требующих лицензирования, доступа или миграции с иностранных облаков на российские. В течение следующих 2,5 лет мы достигли еще 10% и теперь приближаемся к отметке в 50% использования российского ПО в нашей инфраструктуре".

Василий Волков рассказал о разделе с технологическим суверенитетом в целевой архитектуре "Ленты": "В нем четыре пункта. Первый – импортозамещение. Мы не рассматриваем иностранный софт. Второй – отказ от моновендоров. На российском рынке разработчики часто создают решения, которые зависят от одного вендора. Выбрав такое решение, мы тоже становимся зависимыми от него. Третье - мы не идем в узконаправленные технологии, где мало специалистов, чтобы не попасть в зависимость. И четвертый пункт - нам важна доступность исходного кода".

https://www.comnews.ru/content/238020/2025-02-28/2025-w09/1007/martovskiy-kod-osobo-znachimye-proekty-ick-poluchat-12-mlrd-rub-gosudarstva-do-konca-mart