Трасса М-12 приоткрывается для беспилотных грузоперевозок
В рамках тестового проезда "Магнита" (ПАО "Магнит") и Navio (ООО "Автотех") грузовик проследовал по маршруту от распределительного центра ритейлера в Санкт-Петербурге до Зеленодольска, а затем вернулся в Санкт-Петербург - всего он преодолел около трех тыс. километров. В 2026 г. "Магнит" планирует запустить по М-12 регулярные рейсы.
Грузовиком управлял ИИ-водитель - он проехал по разрешенным участкам на трассе М-11 "Нева", центральной кольцевой автомобильной дороге А-113 (ЦКАД) и трассе М-12 "Восток". Остальной путь он проделал под управлением живого водителя-испытателя, который контролировал ИИ-систему.
По итогу теста участники сделали вывод, что беспилотный транспорт без водителя в кабине может почти в 2,5 раза сократить доставку грузов на маршруте Санкт-Петербург - Казань по трассам М-11 "Нева", ЦКАД и М-12 "Восток". Стандартный такой рейс с водителем длится около 58 часов, а без него - меньше суток.
"Автономные грузоперевозки позволяют повысить эффективность логистики, в том числе за счет увеличения суточного пробега и оборачиваемости автопарка, а при масштабном внедрении эта технология будет способствовать снижению конечной стоимости продуктов, ведь логистические затраты - значимая часть в формировании цены на полке", - заявил заместитель гендиректора, директор по цепочкам поставок и логистике "Магнита" Федор Павловский. По его словам, в 2026 г. "Магнит" планирует запустить регулярные рейсы по М-12.
"Ранее мы осуществляли проезды по части М-12. В данном случае это первый коммерческий рейс со стороны компании "Магнит", которые совместно с нами запустил первый тестовый рейс на автономном грузовике по новому направлению - трассе М-12 "Восток", - объяснил представитель пресс-службы Navio.
По словам представителя пресс-службы Navio, автономный флот Navio составляет более 220 автомобилей: 180 легковых и 40 грузовых тягачей.
Руководитель проекта "Беспилотные логистические коридоры" в NatCar (АО "Национальный перевозчик") Андрей Пахомов рассказал ComNews, что на российских трассах эксплуатируется 18 высокоавтоматизированных транспортных средств (ВАТС) на базе КАМАЗ 54901. Они работают на магистрали М-11 "Нева" и ЦКАД. На 2026 г. запланирован запуск движения по М-12 "Восток".
Всего по трассам, по данным Минтранса, ездят 90 беспилотных грузовиков. Их пробег - 9,5 млн километров. Ранее ассоциации "Цифровой транспорт и логистика" (АЦТЛ) заявляла о планах транспортной отрасли в 2025 г. увеличить количество действующих автономных грузовиков на трассах до 100, подготовить закон о высокоавтоматизированных транспортных средствах (На данный момент разрабатывается закон о ВАТС, который могут внести в Госдуму в I квартале 2026 г. - прим. ComNews) и разработать концепцию масштабирования беспилотных технологий на дорогах общего пользования.
Как объяснил ComNews представитель пресс-службы Navio, в данный момент в автомобиле обязательно находится водитель испытатель, который контролирует работу системы и всегда готов перехватить управление.
Руководитель проекта "Беспилотные логистические коридоры" в NatCar Андрей Пахомов также объяснил ComNews, что по требованию действующих нормативов кабине обязательно присутствует водитель-испытатель. Но Минтранс допустил высадку человека из кабины при переходе на следующий уровень автономности. "Мы работаем над законом о ВАТС. Его принятие даст нам возможность запустить автомобили без водителя уже в 2027 г.", - ранее сказал Министр транспорта Андрей Никитин.
"В целях предотвращения аварийных ситуации на дороге, ПАО "Камаз" разработало программу "Виртуальный полигон". В программе моделируются и отрабатываются аварийные ситуации с участием ВАТС, происходит настройка алгоритмов поведения ВАТС для автономного движения", - рассказал Андрей Пахомов об обеспечении безопасности.
Экспериментальный правовой режим, который позволяет беспилотным грузовикам ездить по трассам, работает в рамках проекта Минтранса "Беспилотные логистические коридоры". Недавно правительство продлило срок действия ЭПР до 12 ноября 2028 г. После постановления правительства расширился список регионов, в которых действует ЭПР - теперь их 13: Москва, Санкт-Петербург, Московская, Ленинградская, Новгородская, Владимирская, Нижегородская, Свердловская, Тверская области, Пермский край, а также Республика Башкортостан, Республика Татарстан и Чувашская Республика.
В проекте Минтранса участвуют ООО "ПЭК", АО "Национальный перевозчик", ООО "Агро-Авто" (Х5), ПАО "Магнит", ООО "Автотех", ООО "Газпромнефть-Снабжение". На трассе используются беспилотные грузовики двух производителей - "Камаз" и Navio ("Автотех").